Белоусова Нина
Влияние игр и игровых упражнений по развитию речи в работе с детьми младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние игр и игровых упражнений по развитию речи в работе с детьми младшего возраста.
Хорошая речь -важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем бо-гаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его воз-можности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отно-шения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое разви-тие.
Публикация «Влияние игр и игровых упражнений по развитию речи в работе с детьми младшего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Своевременное формирование правильного произношения имеет большоезначение для общей культуры речи. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, молчаливым, нерешительным, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспевае-мость в школе.
Речь - уникальное свойство человеческого рода. С помощью речи (языка) люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, переживаниями, могут сообщить какую-то информацию.
Ошибочное мнение, что речь считают как нечто дарованное ребенку. Наблюдая за своими детьми, родители убеждаются в том, как долго и нелегко проходит ребенок путь от первых произнесенных им нечленораздельных слов и выражений, до свободного владения речью, ее грамматикой, звукопроизношением, богатством словаря. И происходит это не спонтанно, не само собой. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. В огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения.
Основной фундамент развития речи закладывается в раннем возрасте. И первые три года жизни становятся решающими для дальнейшего развития языка детей. С первых дней жизни ребенок проявляет себя в игре. Игра развивает язык, а язык организует игру. Неисчислимы те знания и умения, которые ребенок приобретает в игре. Играя, он учится, а ни одно учение невозможно без помощи языка. Самодеятельность в области языка проявляется ярко и ин-тенсивно в игре, поэтому воспитатель в первую очередь должен игру приспособить к инте-ресам развития их языка.
Все, наверное, помнят, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда мы говорим: “А сейчас мы с вами поиграем в одну интересную игру! “ Здесь даже не нужно быть психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
Детские игры во всем их многообразии предоставляют ребенку возможность узнавать но-вое, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры. Игра для малышей- это учеба, способ познания окружающего.
Очень большие возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении. Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обме-ниваются мыслями. Переживаниями, уточняют замысел и содержание игры. Словесный сго-вор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми.
Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ве-дет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за больного и врача. Слово является аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношения к нему самого ребенка. Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности.
Таким образом, игра предоставляет большие возможности для развития и совершенствова-ния речи детей младшего дошкольного возраста.
Игры и игровые упражнения, способствующие формированию ЗКР у детей младшего возраста.
Игры на развитие слухового восприятия.
В этих играх малыши учатся слышать и внимательно слушать речь окружающих, различать звучание знакомых предметов, голоса птиц, животных и людей. Например: «Кто что услы-шит?». «Узнай по звуку». «Угадай, на чем я играю?»
Игры, развивающие силу голоса, темп речи.
В этих играх малыши учатся произносить звукосочетание или слова с различной громкостью (громко, умеренно, тихо) и скоростью (быстро, умеренно, медленно). Например «Громко-тихо». «Кто как кричит?», «Мамы и малыши.»
Игры на развитие речевого дыхания.
Эти игры помогают малышам делать плавный и длительный выдох чрез рот и быстрее осво-ить звуки. Например: «Водичка»,«Пузырь»,«Ветерок»,«Подуй на вертушку».
Игры на формирование правильного звукопроизношения.
Дети учатся произносить слова так, чтобы четко и ясно были слышны все звуки. Для закреп-ления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки, скороговорки, считалки в которых звучат подражания голосам животных, птиц; а также звукам, известных ребенку предметов (молотка, часов). Например; На птичьем дворе. Ладушки. Часы тикают.
Игры, развивающие мелкую моторику мышц рук.
Игры дают очень хорошую тренировку движений для пальцев.
- Запускать пальцами мелкие волчки.
- Разминать пальцами пластилин.
- Катать по очереди каждый пальцем камешки, шарики.
- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
- Наматывать тонкую проволоку на катушку.
- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки.
- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
- Складывание матрешек, нанизывание колец на стержень.
- Игры с вкладышами.
- Рисование в воздухе.
- Игры с песком, водой.
- Мять руками поролоновые шарики, губки.
- Рисовать, раскрашивать, штриховать.
- Пальчиковая гимнастика.
- Массаж кисти рук и каждого пальчика.
Игры, развивающие органы артикуляционного аппарата.
Игры подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к точному усвоению и правильно-му произношению звуков.
- На активизацию мышц губ, например: «Губы круглые, как бублик».
-На активизацию мышц языка, например: «Вкусное варенье», «Почистим зубы».
- На активизацию мышц челюсти, например: «Эхо», «Часики».
- На активизацию нёба, например: «Песенка а-а-а-а…», «Покашлять».
Таким образом, одним из важных методов и приемов в процессе воспитания ЗКР, считаются игры и игровые упражнения. Игры – способствующие развитию правильного звукопроизно-шения, должны быть направлены на усвоение, закрепление, правильного произношения зву-ков. А так же на выработку отчетливого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового восприятия, на укрепление артикуляционного аппарата.