Светлана Дубова
Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов.
Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Публикация «Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов» размещена в разделах
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры и упражнения, которые:
- развивают мелкую моторику рук ребенка;
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
* Мозаика из пуговиц
Подобрать пуговицы разного цвета и размера. Сначала дети могут выложить узор при помощи взрослого. Затем дети могут придумывать свои варианты узоров. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, бусы, мячик и др.
Можно для выкладывания узора предложить детям шаблоны.
• Выкладывание при помощи различных материалов спичек, счетных палочек, пробки, камешков, ракушек, фасоли и др.
С помощью спичек, счетных палочек выкладывать различные фигурки, сначала по схеме, затем по памяти, воображению. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).
Так же можно использовать камешки, ракушки, пробки и др.
• Нанизывание
Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек и т. д.
• Выкладывание простых узоров на столе веревочкой
Для этого необходимо взять веревочку длиной 0,5 м выкладывать ее по схеме какого-либо узора, предмета. Суть упражнений заключается в том, что художественный образ следует создать или дополнить с помощью шнурков, нитей разного цвета.
• Игровые упражнения со шнурками
«Ручеек» -Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку
«перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка.
«Косички» -Плетение косичек из шнурков
«Шнуровка» - Продевание шнурков в отверстия
«Бантики» - Завязывание и развязывание бантиков
«Узелки» - Завязывание и развязывание узелков.
• Поможем бабушке (Разноцветные клубочки)[/b]
Дети разматывают и наматывают разные по толщине и фактуре нитки в клубки.
• Ключики-замочки. [/b]
Дети подбирают ключи к замкам и открывают их.
• Крышки-пробки
бки[/b]Откручивание и закручивание различных крышек и пробок.
• Сенсорные дорожки
Ребенок шагает пальчиками по дорожке с нашитыми на нашитыми на плотную прямоугольную основу пуговицами, бусинками, палочками и т. п.
• Прищепки
Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно
Прикреплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике к шаблонам (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке и т. п). Вместо бельевых прищепок можно использовать детские заколки-крабики.
Можно приклеить прищепки к фигуркам (например героев сказки) и предложить детям прикреплять их на специальную подставку или ширму.
• Рисование на песке, манной крупе
Тонким равномерным слоем рассыпать по подносу песок, любую мелкую крупу. Ребенку предлагается нарисовать пальчиком какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д. Для особого интереса на дно подноса можно положить зеркало
• Лепка из солёного теста (кинетического песка, глины)
Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1\2 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что слепленные предметы впоследствии можно использовать в качестве игрушек.
• Найди кто спрятался?
В коробке с горохом или крупой спрятать маленькие игрушки (из киндер- сюрприза). Ребенок с закрытыми глазами ищет, кто спрятался внутри.
• Помоги Золушке
Детям предлагается игровые задания по работе с разной по цвету фасолью, горохом, крупами, макаронными изделиями, желудями, мелкими орехами, семечками и др. По их разборке и сортировке.
• Пальчиковый театр
Детям предлагаются разные виды пальчикового театра для обыгрывания в совместной с воспитателем или свободной театрализованной деятельности.
• Застёжки-расстёжки
Пособия по формированию умения пользоваться разными видами
• Игры с цветными резинками
Дети могут надевать резинки на пальцы рук по желанию, образцу или словесному указанию, поочерёдно растягивать резинку всеми пальцами. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой. Надевать резинки на мячик или шаблон, или цветные гвоздики, предварительно растянув их.
• Игры с пластиковыми решётками
Для игр можно использовать решетку для раковины или для лепки пельменей (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. `Ходить` можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно. Может помещать в клеточки мелкие игрушки, пуговки, комочки бумаги. Можно использовать для шнуровки ленточками или шнурками разных цветов.
• Игры с бумагой.
Используются разные способы игровых упражнений с бумагой:
«Снежки» – скомкивание бумаги, бросание вдаль
«Подарки» - заворачивание в бумагу мелких предметов (подарков)
«Веер (гармошка») - складывание веером
«Листопад» – разрывание на части, подбрасывание вверх.
«Оригами» – складывание фигурок из бумаги
• Игры с элементами массажа шариком су-джок, массажным мячом (шишками, грецкими орехами, камешками, пркжинками су-джок, щетками)
Целью данных игровых упражнений является глубокое воздействие на сенсорные точки кистей рук и их активизацию. Игры, в основном сопровождаются чтением небольших стихов или потешек, подходящих по смыслу. Например:
Я мячом круги катаю. Катание мяча по кругу между ладоней
Взад-вперёд его гоняю. Катание мяча вперёд-назад
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко, Сжимание в ладони всеми пальцами
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму.
И другой рукой начну. Повторение движений другой рукой
А теперь последний трюк – Подбрасывание мяча двумя руками
Мяч летает между рук.
(О. Крупенчук)
• Игровые упражнения с шестигранными карандашами с элементами массажа
Дети выполняют различные игровые задания с шестигранным карандашом.
Обычно задания сопровождаются небольшими стихами, подходящими по смыслу. Например:
Карандаш в руках катаю, Крутят карандаш между ладонями
Между пальчиков верчу. Пропускают карандаш между одним,
Непременно каждый пальчик двумя-тремя пальцами, удерживают в
Быть послушным научу. Определённом положении правой и левой
(С. Ерошкина) руки.
• Бизиборды, сенсорные книги
Многофункциональные пособия для развития мелкой моторики в индивидуальной и совместной с воспитателем работе.
• Рисование пальчиками, ладошками
Нетрадиционный вид художественной деятельности в котором дети наносят цветовые отпечатки одним, несколькими пальчиками или всей ладошкой.
Практическое использование: