Жанна Машина
Влияние художественных эталонов на развитие изобразительных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изобразительной деятельности.
Публикация «Влияние художественных эталонов на развитие изобразительных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В связи с этим процесс рисования нужно понимать не только как усвоение детьми определенных знаний и умений, а как воспитание умения эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Как известно, одним из основных заданий дошкольного образования является обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности.
Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное - вечный источник духовности, вдохновения, творчества. Оно существует рядом с человеком, потому что красота, которая не воспринимается, мертва. И если люди потеряют способность чувствовать красоту, она никогда не сможет спасти мир.
Постараемся разобраться, на сколько важны эталоны для творческого становления дошкольника и какое место они занимают в искусстве. Понятие «художественные эталоны» новые, ранее в педагогической науке не применявшиеся. Были понятия как «художественный образ», «художественное творчество». Художественные эталоны – это средства, а не сам процесс творчества или его результат. Это способ выражения внутреннего мира маленького художника. Под влиянием художественных эталонов возникают образы-представления. Разумеется, мы не ставим цель делать из ребёнка художника. Самое главное – это условия, при которых он может отображать своё виденье мира в форме художественно-выразительного образа.
Изучая механизм «художественные эталоны и личность ребёнка», важно выделить виды этих отношений:
1. Ребёнок, усваивая художественные эталоны, становится объектом эстетического воздействия;
2. Он функционирует в среде художественных эталонов как носитель и выразитель эстетических ценностей;
Важно отметить: овладение художественными эталонами строится на основе сенсорных эталонов, уже вошедших в опыт ребёнка.
Название цвета предмета, постоянные подкрепления восприятия цвета приводит к выработке связи между его восприятием и обозначающим его словом. Всё это облегчает ребёнку возможность выделять соответствующий цвет в других предметах, а позднее и в художественном образе. Цвет в изобразительном творчестве ребёнка занимает значительное место в силу эмоционального воздействия. Каждый цвет он воспринимает и использует отдельно, как самостоятельную эстетическую ценность. Непредвиденные соединения разных цветов даёт новый эффект. Цвет в рисунке ничего не изображает, а соотносится с конкретным предметом. В этот период экспериментирования с цветом важно научить ребёнка не только получать и применять разнообразные цвета в процессе создания художественного образа. Важно подвести его к тому, что цветовая гамма изменчива в окружающем мире и зависит от времени года, суток, собственного настроения.
Параллельно с цветом дети осваивают разнообразные формы, необходимые в процессе рисования: точки, линии, геометрические фигуры.
Зрительный образ предмета в рисунке не только формируется под влиянием знания, представления о форме, но и обусловлен освоением приёмов изображения. Стилизованное изображение – одна из характерных особенностей детского рисунка, поскольку оно более доступно при овладении формы, что так необходимо для создания художественного образа. Стилизация облегчает ребёнку освоение многих композиционных закономерностей. Общий путь, когда дошкольник овладевает и использует художественные эталоны, представляет собой определённые, последовательно нарастающие по его замыслу усложнения формы. Усложнение находится в прямой зависимости от того, как ребёнок владеет техникой рисования. Можно предположить: чем шире и разнообразнее диапазон техник ему представляется для усвоения, тем выразительней художественный образ. Возможность выбирать, варьировать техники, материалы, положительно сказывается не только на результате творческой деятельности, но и на самом процессе. Ведь в ходе этого процесса ребёнок познает специфику других художественных эталонов.
В качестве последнего компонента художественных эталонов дети усваивают художественные техники живописи. Доступные ребёнку художественные техники, оказывают непосредственные воздействия на формирование индивидуального стиля каждого. Проявляется это в неповторимости создаваемого художественного образа. И не только в неповторимости, но и в стиле творчества.
Художественные эталоны как предмет восприятия и усвоения не все дети отображают в своих рисунках одинаково хорошо. По этому, отбирая эталоны, педагог должен учитывать уровень эстетической подготовки своих воспитанников. Ведь тем самым он способствует развитию творчества в рисовании, помогает сохранить и усвоить своеобразие художественных эталонов. Познать с их помощью многообразие реального мира и выразительные средства позволяющие отобразить это многообразие, создавать новые, оригинальные художественные образы.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки, ребенок чувствует себя уверенно.
Творчество детей дошкольного возраста в рисовании – это цепь взаимосвязанных элементов. Чтобы ребёнок смог эстетически воспринять и усвоить художественные эталоны, потребуется педагогическая подготовка. В последствии это положительно сказывается на самом творческом процессе, достигается конечная цель – создание художественного образа, отличающегося индивидуальной выразительностью каждого ребёнка. Художественно-эстетическое восприятие художественных эталонов, от которого во многом зависит успешность творческого процесса дошкольников в рисовании, по сути – сложнейшая работа чувств, мысли и воображения. Таким образом развивается творческая личность дошкольника, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.