Марина Филатова
Влияние художественной литературы на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы по проблеме
«ВЛИЯНИЕ художественной литературы на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольников
с целью реализации образовательных областей
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
Публикация «Влияние художественной литературы на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольника» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову. Как же разбудить их души?
Размышляя над этим, я пришла к выводу, что помочь могут театрализованные игры. Вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, общаться с окружающими людьми, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи, мимики, то есть умение держать себя в обществе. А наше общество сейчас особенно нуждается в активных и творческих людях. И это как никогда сейчас актуально.
Я решила работать над проблемой “Влияние художественной литературы на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольников».
Для этого поставила задачи:
1. Формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрализованной деятельности, развивать их творческие способности, через организацию театрализованной деятельности дошкольников.
2. Создать развивающую среду в группе для реализации данной проблемы: мини-музей книги; уголок театрализованной деятельности.
3. Привлечь семьи воспитанников к организации театрализованных представлений.
Нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Развитие речи – один из важнейших разделов педагогики для детей дошкольного возраста, когда все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи. Поэтому дошкольный возраст является продуктивным периодом в плане педагогического воздействия.
Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Читая детям, художественные произведения на занятиях по развитию речи, использую разнообразные методы и приемы, но более эффективным (как показывает практика) является практический метод, а именно театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность (как один из видов игровой деятельности) способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Дети с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое тоже. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. К тому же, игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально эмоциональному развитию применения театрально-игровой деятельности при ознакомлении с художественной литературой. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У детей появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе, справедливости.
Ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием речи дошкольников. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание - важная задача.
Формировать у детей умение воспринимать литературное произведение нужно так, чтобы ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережил те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Так же необходимо работать над формированием элементарных умений анализировать произведения (его содержание и форму). Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Для работы по развитию речи по средствам чтения художественной литературы использую разнообразные методы и приё мы: чтение произведения, т. е. дословная передача текста. Произведения, которые невелики по объему, читаю детям наизусть, при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большая же часть произведений читается по книге.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста (допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д.). Таким образом детей знакомлю со многими сказками и некоторыми познавательными рассказами. Для лучшего понимания и усвоения произведения провожу различного рода инсценировки, которые так же повышают интерес детей к литературным произведениям. Метод заучивания наизусть применяю к небольшим стихотворениям, а так же во время подготовки ролей к инсценировкам театрализованных представлений. Часто на одном занятии по ознакомлению с произведением использую различные методы. Основой же всех методов является выразительное чтение произведение.
В старших группах для закрепления знаний литературного произведения и для приучения к коллективному разговору использовала методы беседы и пересказа. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяю или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки предмета и др.).
Универсальным методом закрепления знаний и умений - является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей. Так же работу со знакомым литературным текстом проводила с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки, и других видов театрально-игровой деятельности, которые способствуют непринужденному и эффективному закреплению знания литературного произведения.
Одним из важных направлений в развитии ребёнка в театрализованной деятельности является создание условий, на что я обращаю большое внимание. Для этого изготовила различные виды театров, дидактические игры, оформила подборку иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки», сделала подборку игр - драматизаций, народных игр со словами, подвижных игр со словами, также подобрала занимательный материал, направленный на развитие речи детей. Оборудовала в группе центр театрализованной деятельности : оформила театрализованный уголок, где сосредоточен весь наработанный материал, а также ширмы для показа кукольного, теневого театров, кроме этого имеются мини-костюмерная и мини-гримёрная.
«Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир»,- эти слова С. И. Мерзляковой, я взяла за основу в работе по театрализовано-игровой деятельности.
Работа по театрализованной деятельности проводилась в два этапа. Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время я работаю над формированием заинтересованности детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения (чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовывать прочитанное); грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). Далее я интересуюсь, понравилось ли детям произведение и, получив положительную оценку, предлагаю разыграть его в театрализованной деятельности.
Второй этап посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля и выступлению. Большое внимание на этом этапе я уделяю работе над ролью и предлагаю проводить ее следующим образом:
1) кратко, но достаточно убедительно дать художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т. п., и вновь выразительно читать литературное произведение;
2) проанализировать события, которые описаны в произведении. Формировать у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль;
3) после распределения и принятия ролей побуждать детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т. п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчиваем выразительным чтением, инсценировки с участием детей.
4) подвожу детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой щенок – веселый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т. п.).
Поэтому при проведении работы с детьми я использую следующие приемы:
Вначале уделяю внимание подготовке атрибутов для инсценировки, костюмов. Затем выясняю у каждого ребенка, каков характер его героя. На основании общих характеристик делим героев на две, три и более подгруппы. Так, например, смелые и решительные составляют первую группу, добрые, важные – вторую, трусливые – третью. Затем детям каждой подгруппы предлагаю продемонстрировать движение своих персонажей.
После того как вся подгруппа, например смелых и решительных зайцев, продемонстрирует свои движения, подвожу детей к обобщенным представлениям о характере движений данного образа. Это может звучать так: «Смелые, решительные зайцы быстро и уверенно шагали по лесной тропинке. С высоко поднятыми мордочками они смотрели только вверх. Их плечи были расправлены, грудь выставлена вперед, лапы засунуты в карманы брюк (или сложены за спиной и т. п.)».
От характеристики движений каждой подгруппы я перехожу к характеристике речи персонажей. Работа осуществляется также по подгруппам. В начале, в зависимости от образа и характера героя, предполагаю каждому ребенку выбрать соответствующую интонацию, а затем, так же как и при выработке движений, подвожу детей к обобщенным представлениям о характере речи данного образа в целом. Так, например, если зайцы смелые и решительные, то, наверное, они будут говорить громко, сопровождая свою речь жестами лап, глядя прямо в глаза говорящему, и т. п. по окончании работы над выразительностью речи проводим с детьми репетицию спектакля.
Работу маленьких актеров над ролью я строю следующим образом:
1. Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события в ней главные).
2. Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.).
3. Распределение ролей.
4. Непосредственно работа над ролью:
составление словесного портрета героя;
фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
анализ придуманных поступков героя;
работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основной задачей на этом этапе считаю необходимость помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста;
работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации;
подготовка театрального костюма;
создание образа с исполнением умело наложенного грима.
Очевидно, что оправданным на сцене должно быть все: каждый поступок, каждый взгляд. Все действия должны иметь какую-то причину, быть целесообразными. Сценическое поведение ребенка должно быть мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той роли, которую он исполняет. Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях, и незаметно для самих юных артистов, осуществляется эффективное воздействие на развитие их речевых способностей.
Творчеству детей способствует установившийся контакт с родителями воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками в организации их художественно речевой деятельности. Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей, даже участвуют в театрализованных представлениях в качестве актеров. Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. В уголке для родителей помещён список детской литературы для домашнего чтения детям. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций. Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей. Работая над данной проблемой проведены консультации на следующие темы:
“О роли родителей в развитие речи ребенка”.
“ Играйте вместе с детьми”.
“ Как устроить домашний театр для детей”.
“ Роль художественной литературы в развитии речи детей”.
“ Развитие речи дошкольников в семье»
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи.
В данной работе мною было разработано перспективное планирование театрализованной деятельности, согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой для старшей группы, составлены сценарии театрализованных представлений, подобраны народные подвижные игры со словами, речевые игры. Разработаны консультации для родителей по речевому развитию и театрализованной деятельности. Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогащается за счет интеграции игры и ознакомления с художественной литературой, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Результаты мониторинга развития речи старших дошкольников
Формирование словаря Грамматический строй речи Звуковая культура речи Связная речь
уровень Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года
Высокий
Средний
Низкий
Полученные результаты позволяют мне сделать вывод, что к концу года речь этих детей отличается сформированностью, активным словарным запасом. Дети умеют содержательно и логически правильно строить свои высказывания, доказательно и живо говорить на разные темы, выбирать точные слова для характеристики героев, предметов, явлений. В их словаре достаточно накоплено образных слов и выражений, устойчивых словосочетаний, развито языковое и речевое внимание. Все это просто необходимо для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.