Наталья Болотских
Влияние природы на нравственное развитие дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем формального (учебные заведения и дошкольные учреждения) и неформального образования (разнообразные источники информации, разовые мероприятия).
Темочки:
К сожалению, возможности дошкольного детства в решении этих задач еще недооцениваются. Вместе с тем дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональная отзывчивость, подражательность, позволяющих наиболее чувствительно воспринимать природные явления.
Часто работники дошкольных учреждений в процессе ознакомления детей с природой больше внимания обращают на их умственное воспитание. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально-положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении.
Необходимым условием правильно организованного процесса ознакомления детей с природой является программное содержание, которое воспитывает и формирует материалистическое миропонимание у дошкольников.
Детям старшего дошкольного возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребенка, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй— знания, определяющие правила поведения человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних особенно важен для воспитания действенной любви к природе. Эти знания можно объединить в несколько тем: «Зачем людям нужна природа», «Как человек заботится о природе», «Природа и творчество человека» и др.
Часть работы по формированию у дошкольников нравственного отношения к природе может взять на себя семья.
Анализ семейного воспитания показывает, что большинство родителей считают ознакомление с природой важным средством всестороннего воспитания. Вместе с тем многие не отдают себе отчета в том, какие при этом можно решать задачи. «Знакомство с природой происходит само собой», «Знакомим по дороге в детский сад», «Об этом не задумывались» — таковы ответы родителей. Стихийность процесса ознакомления дошкольников с при-родой проявляется и в том, что родители «идут за ребенком», его интересами, не продумывают заранее вопросы.
Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать ее и наслаждаться ею. Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы.
Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и этическое развитие ребенка. Обогащение представлений о природе, познание ее законов и связей невозможно без эмоционально положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького ребенка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы. При этом существует и другая опасность: приучить формально общаться с природой, ограничиваясь либо утилитарной деятельностью (сбор грибов, ягод, цветов, либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе и т. п.).
В работе с родителями важно подчеркнуть, что перед прогулкой в природу намечается хотя бы небольшая цель, связанная с восприятием объекта природы (полюбоваться, присмотреться, заметить, сравнить, вспомнить
и т. д.).
В работе с родителями по данной проблеме педагог должен решить следующие задачи:
1. Раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения дошкольника к природе.
2. Установить преемственность в работе с семьей.
3. Искать пути естественного включения семьи в процесс ознакомления дошкольника с природой.
Формы влияния на семью для решения указанных задач могут быть коллективными и индивидуальными. Но независимо от выбора той или иной формы необходимо учитывать индивидуальные особенности семьи, ее отношение к обсуждаемой проблеме, а для этого воспитатель должен иметь представление о каждой семье. Получить такое представление ему поможет посещение семьи.
Посещение семьи
Цель: выяснить, как используется ознакомление с природой, в нравственном воспитании дошкольника.
Примерные вопросы
1. Имеются ли в вашем доме животные, растения? Принимает ли ваш ребенок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?
2. Трудится ли ваш ребенок в огороде, в саду? Как он это делает: охотно, с радостью или равнодушен к труду в природе?
3. Есть ли в доме детские книги о природе? Какие это книги? (Ознакомиться.) Любит ли ваш ребенок смотреть передачи о природе по телевизору?
4. Используются ли в семье занятия ручным трудом?
5. Знает ли ваш ребенок что-нибудь об охране природы? Узнает ли он растения, которые подлежат защите (например, ландыш, купавница, калужница, колокольчик или др., в лесу, парке?