Приложение МААМ

Формирование нравственного образовательного пространства дошкольника средствами художественной литературы

Светлана Назарова
Формирование нравственного образовательного пространства дошкольника средствами художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Кризисное состояние духовно – нравственной сферы общества и семья, безусловно, отражаются на духовно – нравственном здоровье современных детей. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми. Таким образом, перед дошкольной педагогикой во все времена являлась актуальной задача создания духовного образовательного пространства.

Публикация «Формирование нравственного образовательного пространства дошкольника средствами художественной литературы» размещена в разделах

Наблюдая за нравственными проявлениями детей, с которыми я работаю, что иногда они не очень дружелюбны во время игр, у них недостаточно развито чувство товарищества, доброты, взаимопомощи. Есть дети, у которых проявляются такие качества как хвастовство, отсутствие необходимой скромности, уважительного отношения к старшим. Бывает, что дети ссорятся, и у них стремления, помочь товарищу и порадоваться его успеху. Заметно у некоторых детей полное отсутствие желания, помочь взрослым облегчить их труд. Поэтому я подбираю такие литературные художественные произведения, которые своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно – нравственного воспитания и развития ребенка.

Воспитанию нравственных чувств через художественную литературу в истории отечественной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах А. И. Виноградовой, А. Д. Шатова отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. У детей дошкольного возраста в силу их подражательности наблюдается стремление быть похожими на любимого героя. Они по аналогии с хорошими поступками вспоминают свои собственные положительные действия. Поэтому важно выделить то хорошее, что есть у детей, бережно поддерживать и развивать это, используя художественную литературу вместе с другими средствами воспитательного воздействия. И наряду с этим воспитывать у детей недостающие нравственные качества. Ведь при чтении художественных произведений у ребенка появляются положительные эмоции, у него возникает желание быть хотя бы в чем – то похожим на полюбившегося героя. Очень часто писатель раскрывает свой нравственный идеал в образе положительного героя, выставляя его в качестве образа для подражания. Однако создание положительного героя не единственный путь утверждения нравственного идеала. Этому способствует и показ отрицательных героев и моральных поступков, как мы это находим в рассказах Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Михалкова…Бесспорно, эти произведения, разные по содержанию и жанрам, оказывают различное моральное влияние на детей.

Стремление подражать литературному герою, положительному поступку усиливается. С позиции воображаемого соучастника описываемого события ребенок переходит к непосредственному действию. Сначала это происходит в речевом или игровом плане, когда он говорит о том, сто хочет сделать, что – то хорошее или сравнивает свои действия с поступками литературных персонажей, выполняет в игре роль положительного героя, а затем уже в виде конкретного хорошего поступка.

Следовательно, при чтении художественной литературы дети учатся различать «что такое хорошо и что такое плохо» в моральных проявлениях людей, их взаимоотношениях и поступках. Они могут оценивать нравственные качества и поступки литературных героев. В этом случае, обеспечивается воспитание недостающих нравственных качеств, и преодолеваются отрицательные черты характера.

Работая с детьми, ставилась цель: способствовать развитию нравственных качеств детей через художественную литературу.

Решались следующие задачи:

1. Учить детей оценивать нравственные качества и поступки литературных героев.

2. Побуждать детей использовать литературный опыт в творческой речевой деятельности, при создании собственных сказок, рассказов, стихов.

3. Воспитывать положительные качества детей через морально – этические впечатления, путем чтения художественных произведений.

4. Сформировать интерес и желание слушать художественные произведения, рассматривать иллюстрации в книгах.

В ходе проделанной работы были достигнуты следующие результаты:

1. Сформированы нравственные качества и навыки общения.

2. Повышен уровень диалогической речи, активный словарь.

3. Развит интерес к художественной литературе.

4. Сформированны доброжелательность в общении друг с другом, отзывчивость, уважение к взрослым и друг другу.

Дошкольный возраст – это возраст первоначального становления личности. Именно в этот период, происходит становление нравственных черт характера ребенка и закладываются основы нравственного воспитания.

Список использованной литературы

1. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. М. 1998 – 103с.

2. Смирнова, Е. Ю. Моральное и нравственное развитие дошкольников. М. Москва 2006, - 100с.

Публикации по теме:

Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы «Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы» НРАВСТВЕННОСТЬ — особая форма общественного сознания.

Деловая игра «Формирование нравственных качеств у дошкольника посредством чтения художественной литературы» Цель: - создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры; - сформировать представления о многообразии.

Игры по нравственному воспитанию средствами художественной литературы Словесная игра Цель: Активизация словаря: согласование слов в предложении,пополнение словаря прилагательными; делать выводы и умозаключения;.

Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы «Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста»«Использование художественной литературы в воспитании мальчиков и девочек».

Формирование нравственного здоровья дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Унэгэтэйский детский сад «Колосок» Формирование нравственного здоровья.

Формирование положительной самооценки у детей старшего дошкольного возраста посредством образовательного пространства. Актуальность формирования самооценки обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой.

Консультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры» ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В последние годы особое значение в педагогической науке приобрела проблема.

Консультация для воспитателей «Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание – очень актуальная.

Консультация для воспитателей «Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы» Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы. (Слайд №1) Одной из главных задач современного образования.

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственного образовательного пространства дошкольника средствами художественной литературы
Опубликовано: 26 мая 2016 в 21:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственного образовательного пространства дошкольника средствами художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Назарова (УИ 92406) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД