Светлана Назарова
Формирование нравственного образовательного пространства дошкольника средствами художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Кризисное состояние духовно – нравственной сферы общества и семья, безусловно, отражаются на духовно – нравственном здоровье современных детей. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми. Таким образом, перед дошкольной педагогикой во все времена являлась актуальной задача создания духовного образовательного пространства.
Публикация «Формирование нравственного образовательного пространства дошкольника средствами художественной литературы» размещена в разделах
Наблюдая за нравственными проявлениями детей, с которыми я работаю, что иногда они не очень дружелюбны во время игр, у них недостаточно развито чувство товарищества, доброты, взаимопомощи. Есть дети, у которых проявляются такие качества как хвастовство, отсутствие необходимой скромности, уважительного отношения к старшим. Бывает, что дети ссорятся, и у них стремления, помочь товарищу и порадоваться его успеху. Заметно у некоторых детей полное отсутствие желания, помочь взрослым облегчить их труд. Поэтому я подбираю такие литературные художественные произведения, которые своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно – нравственного воспитания и развития ребенка.
Воспитанию нравственных чувств через художественную литературу в истории отечественной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах А. И. Виноградовой, А. Д. Шатова отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. У детей дошкольного возраста в силу их подражательности наблюдается стремление быть похожими на любимого героя. Они по аналогии с хорошими поступками вспоминают свои собственные положительные действия. Поэтому важно выделить то хорошее, что есть у детей, бережно поддерживать и развивать это, используя художественную литературу вместе с другими средствами воспитательного воздействия. И наряду с этим воспитывать у детей недостающие нравственные качества. Ведь при чтении художественных произведений у ребенка появляются положительные эмоции, у него возникает желание быть хотя бы в чем – то похожим на полюбившегося героя. Очень часто писатель раскрывает свой нравственный идеал в образе положительного героя, выставляя его в качестве образа для подражания. Однако создание положительного героя не единственный путь утверждения нравственного идеала. Этому способствует и показ отрицательных героев и моральных поступков, как мы это находим в рассказах Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Михалкова…Бесспорно, эти произведения, разные по содержанию и жанрам, оказывают различное моральное влияние на детей.
Стремление подражать литературному герою, положительному поступку усиливается. С позиции воображаемого соучастника описываемого события ребенок переходит к непосредственному действию. Сначала это происходит в речевом или игровом плане, когда он говорит о том, сто хочет сделать, что – то хорошее или сравнивает свои действия с поступками литературных персонажей, выполняет в игре роль положительного героя, а затем уже в виде конкретного хорошего поступка.
Следовательно, при чтении художественной литературы дети учатся различать «что такое хорошо и что такое плохо» в моральных проявлениях людей, их взаимоотношениях и поступках. Они могут оценивать нравственные качества и поступки литературных героев. В этом случае, обеспечивается воспитание недостающих нравственных качеств, и преодолеваются отрицательные черты характера.
Работая с детьми, ставилась цель: способствовать развитию нравственных качеств детей через художественную литературу.
Решались следующие задачи:
1. Учить детей оценивать нравственные качества и поступки литературных героев.
2. Побуждать детей использовать литературный опыт в творческой речевой деятельности, при создании собственных сказок, рассказов, стихов.
3. Воспитывать положительные качества детей через морально – этические впечатления, путем чтения художественных произведений.
4. Сформировать интерес и желание слушать художественные произведения, рассматривать иллюстрации в книгах.
В ходе проделанной работы были достигнуты следующие результаты:
1. Сформированы нравственные качества и навыки общения.
2. Повышен уровень диалогической речи, активный словарь.
3. Развит интерес к художественной литературе.
4. Сформированны доброжелательность в общении друг с другом, отзывчивость, уважение к взрослым и друг другу.
Дошкольный возраст – это возраст первоначального становления личности. Именно в этот период, происходит становление нравственных черт характера ребенка и закладываются основы нравственного воспитания.
Список использованной литературы
1. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. М. 1998 – 103с.
2. Смирнова, Е. Ю. Моральное и нравственное развитие дошкольников. М. Москва 2006, - 100с.