НАТАЛЬЯ БОЛДЫРЕВА
«В гости к первоцветам». Конспект интегрированной НОД в старшей логогруппе.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 5 – 6 лет с нарушениями речи.
Тема: «В ГОСТИ К ПЕРВОЦВЕТАМ».
Приоритетная образовательная область – «Речевое развитие».
Интегрируемые образовательные области – «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Публикация «„В гости к первоцветам“, Конспект интегрированной НОД в старшей логогруппе,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Старшая группа
- Темочки
Цель: совершенствование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
1) актуализировать накопленный словарь по теме;
2) стимулировать собственные высказывания детей, формировать связность и чёткость высказываний;
3) продолжать формировать у детей навыки связной речи при составлении пересказа по серии условных символов (мнемотаблице – схематичному плану);
4) упражнять в согласовании существительных и числительных;
5) упражнять в словообразовании относительных прилагательных;
6) закреплять умение повторять предложения, составлять предложения;
7) совершенствовать умение распространять предложения; устанавливать лексико-грамматические отношения между членами предложения;
коррекционно-развивающие:
1) совершенствовать память, внимание, словесно-логическое мышление;
2) развивать речевое дыхание;
3) совершенствовать общую и мелкую моторику, координацию речи с дви-
жением; совершенствовать навыки бега по кругу, прыжков на носках обеих ног;
4) развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис;
5) развивать творческое воображение;
коррекционно-воспитательные:
1) воспитывать навыки взаимодействия, сотрудничества в игре и на занятии;
2) воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о природе;
3) воспитывать умение контролировать свои действия в ходе массовой двигательной активности;
4) воспитывать умение испытывать чувство удовлетворения от достижения результата;
Здоровьесберегающие технологии:
• системное чередование нагрузок и отдыха;
• обеспечение атмосферы непринуждённого общения;
• создание положительного эмоционального фона;
• аромотерапия;
• использование элементов дыхательной гимнастики, психогимнастики.
Материал: аудиозаписи: песня «Цветы», музыка для «Путешествия по лесу» «Музыка леса», музыка для этюда; магнитофон или ноутбук;
клубок ниток (нитка размотана по схеме движения детей);
мольберт или доска для демонстрационных картинок; картинки с изображением весны, указка, магниты; картинки с изображение нескольких первоцветов на каждой;
картина с изображением корзины с первоцветами и бабочкой;
искусственные подснежники, закреплённые в пенопласте, накрытые белой тканью;
5 разрезных картинок с изображением фиалок;
цветочный горшок с цветущими фиалками, ватка с аромомаслом;
мнемотаблица на доске, искусственный ландыш.
Ход НОД:
I. Орг. момент. Приветствие:
- С добрым утром, начат день,
Первым делом гоним лень.
На занятии не зевать,
Громко, чётко отвечать!
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Сегодня замечательный день, предлагаю вам встретить этот день хорошей песней.
Дети слушают музыку и беседуют по прослушанной песне (проводит музработник).
- Ребята, я вместе с вами послушала эту песню, и мне захотелось загадать вам загадку. Можно? Есть корни, стебель, листья, лепестки. Что это?
- Сегодня мы с вами говорим о цветах. Вы любите цветы? Хотите отправиться в лес, чтобы полюбоваться цветами?
Собирайтесь скорее в необычный поход.
Ждут полянки лесные, вдаль тропинка зовёт.
В лес по сказочной дорожке попадёте прямиком.
Но пройти её придётся вам, ребятушки, с клубком.
- Отправляемся в путь!
(Звучит музыка. Один ребёнок берёт клубок, сматывает его руками, а дети проходят по тропинке следом).
2. Составление предложений.
- Кот сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу.
(Дети делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручеёк, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, шёл босиком по мху, убрал с тропинки упавшую веточку и т. д.)
- Вот мы с вами и в лесу! (На переносной доске вывешены иллюстрации о весне)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Что в глуши твоей таится?
Какой цветок готов открыться?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь: мы – свои!
Первоцветная поляна.
- Мы попали на лесную цветочную поляну!
- Какое время года сейчас в лесу? (Весна)
- Почему вы так решили? Ведь на этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима! Вы согласны со мной? А здесь я вижу цветы. Посмотрите: мы на цветочной поляне! Может быть это лето?
(Дети рассказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.)
3. Согласование существительных и числительных.
- Посмотрите, как много цветов. Как можно их назвать одним словом? (Первоцветы) Почему? Совершенно верно. Раз на поляне растут первоцветы, значит, это поляна (Первоцветная) Предлагаю посчитать первоцветы и сказать, сколько каких цветов на сказочной поляне.
4. Проговаривание предложений с предлогами «с», «на». Согласование слов в предложении.
(Рядом с доской – мольберт. На нём картина с изображением корзины с первоцветами и бабочкой)
- Какой прекрасный букет! А вот на него прилетела бабочка! Сейчас она будет перелетать с одного цветка на другой, а вы об этом, пожалуйста, расскажите. С какого цветка на какой перелетела бабочка?
III. Этюд «Из семечки в цветок».
- Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые много лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. Сейчас я предлагаю вам изобразить, как это происходит.
- Вокруг себя повернись, в семечко превратись (сжаться в комочек на полу, сгруппироваться). (Звучит музыка «Арфа»)
Вы лежите в тёплой. Влажной земле, вам тепло, хорошо и приятно. Весеннее солнышко начинает пригревать сильнее, и семечки порастают, у каждого появляются корни, проклёвывается стебелёк (руки медленно поднимаются вверх).
И вот это уже не семечко, а маленький росточек. Стебелёк растёт (вытягивается тело) и на его вершине появляется закрытый бутон. Наступает радостный момент, и бутон раскрывается! (Пальцы разжимаются) Росток превратился в прекрасный сильный цветок.
Цветок хорошеет, любуется собой (осматривают себя, улыбается своим соседям, кланяется им, дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотрагивается до соседей). Вам спокойно, тепло и приятно.
- Вокруг себя обернитесь, в детей превратитесь.
- Ну а нам пора двигаться дальше. Ну-ка, клубочек, покажи-ка, куда нам идти. (Звучит музыка. Следующий ребёнок сматывает клубок, а остальные двигаются дальше).
Полянка подснежниковая.
- Ой, ребята, а у нас тут что-то под сугробом? (Логопед заглядывает под ткань).
Загадка.
Первый вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
- Дети, это полянка ….(подснежниковая). Вы помните, что эти цветы занесены в Красную книгу. Мы не будем их рвать, пусть цветут и радуют всех окружающих. А вам предлагаю поиграть в игру. Согласны?
5. Исправление деформированных предложений.
- Я буду произносить предложение о подснежнике, и если оно будет неправильное, исправляйте его. Кто ответит, осторожно перешагивает Подснежниковую полянку.
1. На подснежнике выросла поляна.
2. Подснежник расцвела первым.
3. Берёза цветёт под подснежниками.
4. Подснежники рисуют детей.
5. Огромные подснежники – первые весенние цветы.
6. Подснежники любуются нами.
7. Ласковое солнышко согревает подснежники.
8. Подснежники рады детям.
9. Подснежники расцветают первыми.
10. Можно сорвать очень много подснежников.
- Никогда нельзя рвать цветок просто так. Нужно беречь и преумножать красоту природы.
- Молодцы. Идём дальше по тропинке.
(Звучит музыка. Ребёнок сматывает клубок. Дети подходят к столам.)
Фиалковая полянка.
- А какая полянка следующая, мы узнаем, когда соберём разрезные картинки (Дети работают в парах). Какие это цветы? Значит, полянка (фиалковая).
6. Распространение предложения.
- А сейчас упражнение на развитие дыхания. Вы сначала медленно втягиваете воздух через нос (нюхаете цветок, потом немножечко задерживаете дыхание и на выдохе произносите:
- Как пахнет! (Произносят 2 ребёнка) (А как пахнет) – Хорошо.
- Как хорошо пахнет! (2 ребёнка) (А что пахнет) – Фиалка.
- Как хорошо пахнет фиалка! (3) (А какая фиалка) – Красивая.
- Как хорошо пахнет красивая фиалка! (Произносят 3 ребёнка).
- Молодцы! Теперь немного отдохнём.
IV. Динамическая пауза.
На лужайке поутру (Встают в круг, берутся за руки)
Мы затеяли игру.
Я – подснежник, ты – вьюнок.
Становитесь в наш венок.
1, 2, 3, 4 (Делают 4 шага назад)
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы – ручейки (Бегут, взявшись за руки)
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим. (Останавливаются)
Становитесь в круг опять. (Смыкают круг)
Будем в солнышко играть.
Мы – весёлые лучи, (Поднимаются на носочки, руки вверх)
Мы резвы и горячи! (Прыгают на носочках).
Полянка Ландышевая.
7. Пересказ по мнемотаблице.
- Берём клубочек и двигаемся к последней станции. (Звучит музыка, ребёнок сматывает клубок, перемещаемся к стационарной доске).
- Как же называется эта полянка, как вы думаете? – (Ландышевая)
- Мне очень хочется рассказать вам одну очень поучительную историю. Согласны? Ну, тогда внимательно слушайте.
1. Первичное чтение с выставлением схем.
2. Разбор символов.
3. Повторное чтение.
4. Пересказ детьми по цепочке.
5. Пересказ детьми всего рассказа (1 – 2 ребёнка).
Приближался День рождения любимой мамочки. Ваня и Лена решили пойти в лес за букетом в подарок. Они взяли лукошко и отправились в путь. На лесной полянке дети увидели много ландышей. Обрадовались Ваня и Лена и хотели сорвать их, но вдруг услышали: «Мы – ландыши лесные, На полянке мы растём. Если вы сорвёте нас, мы завянем и умрём!» Ребятам стало жаль цветы и они сказали: «Не будем рвать ландыши. Пусть растут на радость всем! А для своей мамочки мы придумаем другой подарок».
- Ребята, как вы думаете, правильно поступили дети? И почему?
- Какой подарок можно приготовить для мамы?
V. Итог.
- Вокруг себя повернись, в детском саду очутись. Вот и закончилась наша прогулка по лесу. Скажите, чем мы с вами любовались? О чём говорили? Что нельзя рвать просто так?
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты!
Берегите цветы!
Вы замечательно отвечали, хорошо поработали. Все молодцы! А гостям спасибо, за внимание!