Наталья Блоха
«Тепло и уют в казачьей хате». Конспект ООД по по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область:
Вид деятельности: непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному развитию.
Возрастная группа : Старшая группа
Тема: «Тепло и уют в казачьей хате»
Цель: воспитывать любовь к малой Родине и родному краю.
Программное содержание
Образовательные задачи: дать детям доступное их пониманию представление о жизни из предков.
Публикация «„Тепло и уют в казачьей хате“, Конспект ООД по по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хата казака. Кубанская хата
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Развивающие : развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Воспитательные: воспитывать уважение к традициям своего народа.
Предварительная работа: беседы о быте и традициях кубанских казаков, просмотр фотографий и картин с изображением казаков. Заучивание и понимание смысла кубанских пословиц и поговорок.
Словарная работа: подворье казака, хата, хлев, конюшня, сено, стог, колодец, мельница, телега, изгородь, хутор, станица.
Материалы и оборудование: иллюстрации хат казаков в прошлом, макет «Подворье казака» и макет «Тепло и уют в казачьей хате», чугун, свежие овощи, тесто, творог, доски для лепки, стеки и ложечки по количеству детей, салфетки, музыкальное аудио с кубанской песней «Варенечки».
Ход деятельности.
В одной стороне групповой комнаты стоят полукругом стульчики, в другой стоит макет «Кубанского подворья».
Дети входят в группу, садятся на стулья.
Сегодня мы будем беседовать о том, как жили, на Кубани ваши прабабушки и прадеды, какие традиции были в старину у кубанских казаков. И для этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы узнать о быте казаков : их жилище, утвари, одежде, традициях. И вы должны это знать.
Родина для каждого из нас начинается с родного города, села. С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки-ветерана Великой Отечественной войны. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.
Земляная Ангелина читает стихотворение.
Лучше нет родного края
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля? —
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!
П. Воронько
Воспитатель задаё т вопрос детям:
- Ребята, где мы с вами живем?
- Мы живем на Кубани.
- А как называется наш край?
- Наш край называется Краснодарский
- А кто знает, как называется наша станица?
- Наша станица называется Новоплатнировская.
- А кто знает, какая протекает у нас река?
- У нас протекает река Челбас.
Физкультминутка.
(Дыхательная гимнастика)
Люблю тебя, земля родная.
Куда не глянь – поля без края
Течет Челбас, пестрят луга…
Ой, земля моя родная,
Всегда ты сердцу дорога.
Рассказ воспитателя.
Давайте пройдем с вами к макету. Это кубанское подворье, посмотрите на него и послушаете мой рассказ.
Давным-давно, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими, они жили в хуторах и станицах. Семьи были большие, состоящие из 10 и более детей, родителей.
У каждой семьи было свое подворье, которое огораживалось изгородью.
Крышу накрывали соломой, связанной в снопы, или камышом.
Вся семья жила в одной хате, так назывался дом, где жили люди.
Делались хаты из глины, стены и пол в хате были глиняные, стены снаружи и внутри белили известью.
В хате было два, три окна и двери, посреди хаты висела люлька с младенцем, стояла большая печь, стол, лавочки, кровать с вышитыми подушками и покрывалом, главным украшением хаты была икона с рушником.
Казак одет в рубаху, шаровары, папаху, сапоги. А казачка одета в рубаху, юбку, передник, на голове лента.
Вопросы к детям по рассказу:
- Где жили казаки с семьями?
- Казаки с семьями жили в хуторах, станицах.
- Как назывался дом раньше?
- Дом раньше назывался хата.
- Как называется по-другому забор?
- Забор по-другому назывался изгородь.
- Чем раньше укрывали крышу?
- Крышу накрывали соломой, связанной в снопы, или камышом.
- А как вы думаете, из чего строили хаты?
- Хаты строили из глины.
- Чем белились стены снаружи и внутри.
- Стены снаружи и внутри белили известью.
- Как вы думаете, для чего нужна печь?
- Печь нужна для того чтобы было тепло, чтобы приготовить кушать.
Ребята сейчас с вами будем варить настоящий кубанский борщ.
Игра «Варим борщ»
(На стол ставит чугун, настоящие овощи: картофель, капуста, морковь, свекла, лук, перец.)
Воспитатель. Сейчас вы будите отгадывать загадки, а я буду эти отгадки класть в чугун. И получится у нас отменный борщ.
Загадки:
Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло.
(морковь)
Над землей трава, под землей - алая голова.
(свекла)
Под землею птица гнездо свила, яиц нанесла.
(картофель)
Как надела сто рубах, захрустела на зубах.
(капуста)
Как на нашей грядке, выросли загадки-
сочные, да крупные, вот такие круглые.
летом зеленеют, осенью краснеют.
(помидоры)
А на этой грядке - горькие загадки.
33 одежки, кто их раздевает – слезы проливает.
(лук)
Игра (по двум словам отгадай всю пословицу)
Коса-камень (Нашла коса на камень)
Лес-дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров)
Шило-мешок (Шила в мешке не утаишь)
Дело-мастер (Дело мастера боится)
Язык-дело (Не спеши языком, торопись делом)
Труд-лень (Труд человека кормит, а лень-портит)
Хлеб-вода (Хлеб да вода-казацкая еда)
Холод-молод (Что там холод, коли казак молод)
Игра «Назови ремесло»
Воспитатель берет один из предметов кубанского быта находящийся на подворье. Дети должны назвать ремесленника, изготовившего этот предмет. (печка – печник, изгородь – плотник, дом – строитель, скатерть, наволочка –вышивальщица).
- А сейчас по традиции пришло время лепить вареники.
Лепка «Вареники»
(дети вместе с воспитателем лепят вареники)
Самостоятельная деятельность детей
Подвижная игра «Вокруг куреня хожу».
Цель: Упражнять в ловкости, быстроте, ходьбе по кругу, знакомство с
казачьими словами (курень) .
Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:
«Вокруг куреня хожу
И в окошечки смотрю,
К одному я подойду
И в окошко постучу»
Тук-тук.
Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там?»
Водящий отвечает: «Это я, казачка Катя»
Ребенок: - Зачем пришла?
Водящий: - Побежим наперегонки.
Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.
Итог занятия: Мы с вами сегодня убедились в том, что, несмотря на время, условия и традиции кубанского народа сохраняются. Меняется только материал, из которого люди строят свои дома, меняются сами дома, остается душа казаков привыкших жить в своих домах, где все сделано своими руками.
Литература.
1. М. В. Мирук; Т. А. Науменко. «Введение в историю Кубани»
2. Л. Гринь «Природа родного края»
3. В. А. Маркова; Л. М. Данилина; З. Г. Прасолова «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине.
4. Е. Н. Еременко, Н. М. Зыгина, Г В. Шевченко «Учебник тетрадь по кубановедению»
5. Юркин Н. Ф. «Край мой любимый» (Учеб. пособие). Краснодар, Кн. изд-во.
6. Автор-составитель Н. В. Корнакова
Край наш кубанский: природа, история, хозяйство, города Краснодарского края; учебное пособие – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2013г.