Папки-передвижки

Театрализованные игры в коррекционной работе учителя-логопеда

Юлия Потехина
Театрализованные игры в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Потехина Юлия Анатольевна,учитель-логопед

МБОУ «Большеколпанская СОШ» Ленинградская обл. Большие Колпаны.

"Театрализованные игры в коррекционной работе учителя- логопеда"

Главной целью театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Публикация «Театрализованные игры в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника с общим недоразвитием речи:

- психофизические способности (мимика, пантомимика,

-психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память,

- речь (монолог, диалог,

- творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Основные направления коррекционной работы в театрально-игровой деятельности :

1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности. Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика - биоэнергопластика, когда соединяются движения органов артикуляции и кистей рук. В результате развиваются естественные произвольные движения, закрепляются тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата.

Упражнения объединяются простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Ценность такой артикуляционной гимнастики состоит в том, что ее можно включать в различные подвижные игры с пением, игры–драматизации, потешки, физминутки. При воспитании у детей фонематического восприятия, развитию звукового анализа и синтеза используется театральная кукла Петрушка, которая звенит при движении. Логопед надевает Петрушку на руку ребёнку и даёт различные здания на развитие фонематического слуха или звукового анализа На занятиях по формированию фонематической стороны речи, навыкам звукового анализа, синтеза и обучению грамоте используется учебно-методический комплект Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов», в котором для поддержания интереса детей и более эффективного обучения на занятиях вводятся различные персонажи, сказочные герои и занятия подчинены сказочному сюжету: н-р «Три поросенка» (при изучении звуков Н и НЬ, «Полет в космос» (звуки С и СЬ) и т. д. Игровая форма не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа- направляется внимание детей к изучаемому звуку.

Также при обучении детей грамоте, актуально использовать книгу «Занимательное азбуковедение» В. В. Волиной. С помощью сказочных персонажей в игровой форме дети знакомятся с основами русского языка, с удовольствием слушают, разыгрывают сказки и приключения букв, сочиняют свои.

Г. А. Волкова требования к самостоятельной театрализованной деятельности детей от 5 до 7 лет определяет как: «Умение исполнять небольшие монологи и более развёрнутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (поворот туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнёров. Не заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, всё время чувствовать с собой рядом партнёров, находить выразительные средства исполнения персонажа, стремиться оформить место действия персонажей некоторыми элементами декорации».

На логопедических занятиях можно использовать различные виды театра – настольный, теневой, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки. В театральных играх дети могут создавать сценки, вести роль игрушечного персонажа. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудности в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Так, использование сказки в коррекционной работе с детьми помогает развитию их речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, формированию грамматических категорий языка.

Также на логопедических занятиях можно широко использовать театрализованные игры, объединённые одной темой. Театрализованная игра, сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения). В театрализованных играх игровое действие и игровой, костюм или кукла, имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная и фольклорная основа содержания. Образ героя в игре, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа.

Все театрализованные игры можно разделить на две группы: режиссёрские игры и игры-драматизации.

В режиссёрских играх ребёнок сам создаёт сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объёмного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступает интонация и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссёров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети – артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, чёткой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе, учатся взаимодействию друг с другом. Игры-драматизации целесообразно включать в занятия по развитию связной речи при пересказе русской народной сказки или другого произведения. В нашей логопедической группе стало традицией для родителей и педагогов показывать детский спектакль в рамках реализуемого проекта. В этом году дети подготовительной группы показывали спектакли «Колобок» и «Теремок» У многих детей группы были множественное нарушение звукопроизношения. Даже те дети, у которых звуки поставлены и автоматизированы, испытывали чувство неуверенности, закомплексованности, что было заметно во время преставления. Детям с ОНР трудно дается участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах –вызывает у них психо-эмоциональное напряжение, речевой дискомфорт. Для того, чтобы быстрее ввести поставленные звуки в речь и избежать «кабинетной речи», необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проговаривать тексты, стихи, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают использование на занятиях элементов театрализованной деятельности.

Конечно, вся эта кропотливая деятельность является работой только для взрослых, а для детей это, прежде всего игра, которая помогает развивать и совершенствовать связную речь.

Список используемой литературы:

1. Фурсенко Н. А. Театрализованные игры в помощь логопеду // Логопед. – 2005. - № 5. – с. 92-95

2. «Ресурсы театрализованной деятельности в развитии у дошкольников мотивации к логопедическим занятиям», «Логопед», № 4, 2005

3. «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада», «Логопед», № 4, 2007

4. «Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы», «Логопед», № 5, 2007

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованные игры в коррекционной работе учителя-логопеда
Опубликовано: 8 мая 2021 в 01:32
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованные игры в коррекционной работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Потехина (УИ 1116079) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД