Виктория Воробьева
Театр как средство формирования эмоциональной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время становится все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
Надо ли развивать чувства ребенка, его эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, сострадание? Конечно же, надо. Опираясь на свой личный опыт, могу сказать, что многие дети не умеют даже улыбаться. А ведь у детей c угнетенной эмоциональной сферой процесс социализации проходит довольно трудно, им сложно усвоить правила поведения в обществе, и это может привести к негативным последствиям.
Публикация «Театр как средство формирования эмоциональной сферы дошкольников» размещена в разделах
Проанализировав опыт работы педагогов дошкольных образовательных организаций по формированию эмоциональной сферы развития дошкольников, а именно, влияние театрализованной деятельности на формирование эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что самый короткий путь к эмоциональному раскрепощению ребенка, снятию зажатости - это путь через игру, фантазирование, сочинительство, театрализованную деятельность. Возможности театра многообразны, а сила воздействия велика. Он радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка дошкольного возраста.
Начиная работу во второй младшей группе, я заметила случаи отказа детей от участия в этом виде деятельности. Спрашивала у воспитанников, почему они не принимают участие в общей игре. Дети мотивировали свой отказ тем, что им не интересно. Однако из личного опыта работы известно, что в общей игре хотят участвовать все дети, но некоторые, в силу своих психологических особенностей, боятся принимать участие в групповой деятельности. Как привлечь внимание таких воспитанников к театрализованным играм? Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научить их общаться со сверстниками и взрослыми? Чтобы ответить на эти вопросы, я решила показать значимость театрализованных игр в активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Почти все дети хорошо говорят, но у каждого из них свои психологические особенности, не все они общительны, каждый по-своему реагирует на незнакомых людей. В работе с воспитанниками я использую небольшие этюды, обыгрываю их, также включаю в занятия пальчиковую гимнастику, упражнения на звукопроизношение. Например, дети подражают животным, издавая характерные им звуки (звукоподражание, при этом осуществляется развитие фонематического слуха. При организации образовательной деятельности использую музыкальные инструменты: звоночек, барабан, дудочка. Не забываю обращать внимание на звучание этих инструментов: высоко или низко, далеко или близко. В своей работе активно использую музыкально-дидактические игры: «Мишка-мышка», «Птичка-птенчики» и др. Например, дети под музыку имитируют движения маленькой мышки и большого медведя, при этом развивается интонационная выразительность речи.
В работе по формированию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста я стремлюсь к тому, чтобы театрализованная деятельность сохраняла непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Поэтому не заучиваю с детьми текст роли, не отрабатываю позы, жесты, движения, считая, что постановка нисколько не пострадает, если воспитанники неточно произнесут реплику, менее удачно, выстроят мизансцену и т. д. Главное — это понимание смысла и атмосферы театрализованной игры. Мне хочется, чтобы маленькие актеры, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации.
Встреча с театральной куклой помогает детям дошкольного возраста расслабиться, снять эмоциональное и физическое напряжение, создать позитивную атмосферу. Разыгрываю для своих воспитанников небольшие кукольные спектакли и инсценировки, при этом побуждаю их общаться с куклой, хорошо ее рассмотреть. Незаметно для себя дети включаются в театрализованные игры, параллельно обучаются основам актерского мастерства. Для этой цели использую этюдный тренаж, который способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия. Развиваю также навыки выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера персонажа.
Я избегаю назначения на ведущие роли одних и тех же детей, считаю, что каждый ребенок талантлив от природы, стремлюсь каждому помочь раскрыть свои способности. В театрализованных играх, прежде чем выбрать роль, ребенок пробует себя в каждой из них, и таким образом сознательно определяет ту, которая ему ближе. Участие в спектаклях и постановках делает детей более общительными, коммуникабельными, раскрепощенными, воспитывает волевые качества. Многие спектакли записываются в форме видеоматериала, затем мною организуется совместный просмотр воспитанников и их родителей на родительских собраниях и при индивидуальных беседах.
Для развития театрализованной деятельности предоставляю обширный материал, чтобы дети могли использовать в своих играх новые сюжеты. Воспитанники самостоятельно обустраивают место для игры и оснащают его необходимыми атрибутами. Дети с большим удовольствием используют в игре элементы костюмов, имеющиеся в игровой комнате.
Проанализировав проделанную работу, можно сделать следующие выводы, что в процессе театрализованной игры
• расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
• развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
• активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп и выразительность речи;
• совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
• происходит коррекция поведения;
• развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
• стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
• участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
Дети младшего дошкольного возраста познакомились с различными видами театра (кукольный, драматический); научились не искажать простые и сложные слова; их речь улучшилась, они также научились самостоятельно придумывать и разыгрывать несложные представления по литературным сюжетам.