Наталья Ключенович
Авторская технология формирования социально-эмоциональной личностной сферы дошкольника
▼ Скачать
Технология формирования социально-эмоциональной личностной сферы дошкольника.
1. этап
-
Знакомство детей с некоторыми эмоциями (радость, обида, гнев, страх, стыд, интерес, Чтобы не загружать детей терминологией вместо термина «эмоции» употребляю в работе с детьми слово «чувства».
•
Шаг 1.- Первичное знакомство с эмоциями.
- читается сказка и просим «угадать», что чувствует герой сказки в той или иной ситуации.
- соотнесение эмоций персонажа со своими, объяснение самим ребенком того или иного чувства. «радость - это…»
Публикация «Авторская технология формирования социально-эмоциональной личностной сферы дошкольника» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
-включение в диагностику эмоциональных состояний;
- Соотнесение своих эмоций с эмоциями других, близких ребенку людей.
«Для мамы радость – это когда…»
- отображение в рисунке своих эмоций и описание их.
- Игра в «Ассоциации».
- обращение к «ранним воспоминаниям», когда ребенок был маленьким.
• Шаг 2. – Обсуждение отрицательных эмоций.
- объяснение, что отрицательные эмоции – это нормальное эмоциональное состояние, в некоторых ситуациях.
- рассматривание рисунков на тему: «Отрицательные эмоции».
- изображение в рисунке своего настроения и умение преодолевать отрицательные эмоции.
• Шаг 3. – Обучение распознаванию произвольному проявлению эмоций. - рассматривание на картинках изображения нескольких людей испытывающих одни и те же эмоции.
- мимическая имитация детьми эмоций.
- игры на распознавание эмоций.
2. этап – Обучение конструктивному разрешению конфликтов, умению владеть своими чувствами.
• Шаг 1 – осознание того, что человек хозяин своим эмоциям, а не наоборот.
-обсуждение рассказа, где герой не считается с другими людьми, а проявляет свои эмоции как хочет.
- показ простейших способов владения своими эмоциями (эмоции наружу не выпускай, подумай, а потом сделай что-то, вдохни глубоко-глубоко всей грудью и тихонечко выдохни, чтобы сам своего выдоха не слышал).
• Шаг 2.-обучение в конфликтных ситуациях понимать чувства другого.
-подвести к тому, что причина конфликта – это непонимание друг друга (чтение и обсуждение проблемных ситуаций, нахождении путей их решения).
-научить понимать чувства других людей (решение ситуаций, близких их жизненному опыту, с предложением «угадать» чувства героев).
- игровое упражнение «расскажи о чувствах обидчика так, чтобы объяснить причину своих действий».
- игра «Угадай кто я?» - ребенок «превращается» в кого-нибудь, а дети с помощью наводящих вопросов угадывают, в кого «превращен» ведущий.
• Шаг 3 –обучение детей принятию на себя ответственности за свои эмоции. -беседа об эмоциях детей в течении дня, подвести к тому, что эмоции могут меняться.
-учить самостоятельно изменять свои отрицательные эмоции.
Данные методы, приемы и формы работы помогают мне научить детей наиболее безболезненно адаптироваться в окружающем мире взрослых, мире человеческих отношений. Так как душевная жизнь ребенка чрезвычайно сложна, его психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это - установки и психологическая защита.
Дети не могут осознавать и контролировать социальные эмоции, многое «подвергать сомнению», ставить психоэмоциональные защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями и другими взрослыми. Поэтому многие из тех установок, которые они получают от своих родителей, педагогов и других взрослых, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно, большая часть установок взрослых положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире.
Широко применяю для создания позитивного социально –эмоционального микроклимата в группе такие методики, как «Утреннее приветствие», «Наш день в детском саду», «Доска желаний», «Доска настроений», для профилактики и психологической коррекции негативных эмоциональных состояний детей: тревожности, беспокойства, агрессии, страхов – методики: «Сонные игрушки», «Коробочки добрых дел», «Доска настроений», «Релаксация с постепенным уходом», «Объединяющие игры с воспитателем».