Юлия Живицкая
Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Путешествие на острова Разных Настроений»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников
«Путешествие на острова Разных Настроений»
Воспитатель 1 категории Живицкая Ю. В.
Цель: развитие эмоциональной сферы детей, развитие способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников „Путешествие на острова Разных Настроений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
1. Продолжать знакомить детей с основными эмоциями : (радость, грусть, страх, злость, удивление, спокойствие). Учить передавать различные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства (мимика, пантомимика и жесты).
2. Развивать навыки эмоционального общения детей друг с другом.
3. Знакомить со способами регуляции своих эмоций (снятие психоэмоционального напряжения, умение изменить свое настроение).
4. Развивать эмпатию, воображение.
5. Развивать координацию движений, чувство ритма, ориентировку в пространстве.
6. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
7. Поддерживать физическую активность детей.
Методические приемы:
1. Обсуждение, показ
2. Психогимнастика
3. Мимические и пантомимические приемы
4. Психомышечная тренировка
5. Элементы психодиагностики
Оборудование и материалы: карта воображаемого путешествия, пиктограммы с изображениями различных эмоциональных состояний, сундучок, кукла-марионетка, магнитофон, экран, проектор, магнитная доска, музыкальные записи ("волшебная музыка", музыка для релакса, музыка «Веселые обезьянки»).
Контингент: дети подготовительной группы.
Предварительная работа: знакомство с основными эмоциями, каждой в отдельности.
Ход занятия.
Воспитатель: Доброе утро ребята! Я рада вас видеть. Давайте познакомимся и поприветствуем друг друга ладошками. А теперь давайте поздороваемся плечами, спинами. Замечательно!
- Я хочу пригласить вас совершить путешествие на Острова различных настроений. Маршрут путешествия обозначен на карте. Давайте посмотрим карту.
Дети вместе с воспитателем рассматривают карту. На ней стрелочками указано направление путешествия. Начало - "Остров Непонятных картинок", далее по стрелочкам "Остров Удивления", "Остров Грустных историй", "Остров Веселых обезьянок" и "Остров Белых облаков".
Воспитатель: - Для передвижения с острова на остров нам необходимо сказочное транспортное средство. Давайте вместе выберем, на чём мы будем путешествовать. (Педагог подводит их к выбору ковра-самолета). Для того, чтобы наш ковёр – самолёт взлетел, необходимо всем взяться за руки, закрыть глаза и произнести волшебные слова «Сим-салабим».
Всё это время звучит "мелодия сказки".
Воспитатель: - Вот мы и оказались с вами на Острове непонятных картинок. Посмотрите, какие необычные человечки здесь живут! Как вы думаете, чем они необычны? (ответы детей).
- Молодцы! Я думаю нам пора отправляться дальше в путь.
Педагог: - Но для того чтобы наше путешествие было успешным, давайте оставим свой страх на этом острове. А что такое страх вы знаете? Покажите, пожалуйста, эту эмоцию? Найдите картинку эмоции страха и прикрепите к доске.
Полетели (звучит волшебная музыка).
Педагог: - Ребята, мы прилетели на остров Удивления. Что такое удивление? А вот и неожиданность!
Воспитатель обращает внимание детей на сундучок. Раскрыв его, они находят там куклу-марионетку.
Кукла-марионетка: - Я хозяин этой страны. Много раз делал фокусы, сюрпризы и нечаянно попал в этот сундук. Вы освободили меня. Спасибо! В награду за это хочу предложить вам игру.
Игра «Печенье на столе» :
Воспитатель: Нет печенья в вазе на столе.
Сейчас я узнаю, кто взял его себе.
Варя взяла печенье со стола?
Варя (удивленно) : Кто! Я!
Все: Да-да!
Варя (рассерженно) : Я не брала!
Все: А кто тогда?
Варя: Дима взял печенье со стола!
Дима (удивленно) : Кто! Я!
Все: Да-да!
Дима (рассерженно) : Я не брал!
Все: А кто тогда?.
И так далее, пока все дети не ответят по одному разу.
Воспитатель: - дети, какие эмоции вы испытывали, играя в эту игру? Какая эмоция была главной?
Кукла-марионетка: - Вы все хорошо справились с игрой. Возьмите с собой в дорогу вот этот мешочек и раскройте его только тогда, когда вернётесь домой. Обещаете? Я вам верю.
Воспитатель: - Ребята, давайте попрощаемся с нашим новым другом, а нам пора дальше. Но прежде мы должны на карте отметить, где мы сейчас были. Какие картинки мы прикрепим к острову? (удивление, злость). Молодцы! Садитесь на ковер - и в путь!
- Полетели (звучит волшебная музыка).
Воспитатель: - Ребята, мы прилетели на Остров Грустных историй.
«Немного грустная история» :
Воспитатель: - Хотите услышать интересную, но немного грустную историю? «В середине одного острова лежал огромный камень. Он был такой большой, что жители одной стороны ничего не знали о жителях другой стороны. С правой стороны у камня была маленькая норка и в ней жила-была змея, которую звали (дети дают ей имя, например, Маша). Каждое утро Маша выползала (круговые движения правой рукой из-за спины вверх) на камень, смотрела направо (рука поворачивается направо, смотрела налево (поворот руки налево) и вздыхала, потому что никого не видела, а ей так хотелось с кем-нибудь поболтать. Ей было очень-очень грустно, она ложилась на камень и целый день лежала на нем и грела свою спинку (рука держится впереди себя). А вечером Маша говорила солнышку «спасибо» и уползала в свою норку (круговые движения рукой за спину). А с другой стороны камня в такой же маленькой норке жила-была другая змея, которую звали (дети придумывают имя, например, Даша). Каждое утро Даша выползала на большой теплый камень (круговые движения левой рукой из-за спины вверх, смотрела налево, направо, потом опять налево. «Никого»,- вздыхала Даша и ложилась на камень и грустно лежала там целый день (левая рука держится впереди себя). Вечером она говорила солнышку «спасибо» и уползала в свою норку (движение руки за спину). Но однажды утром Маша и Даша, как обычно, выползли из своих норок (движение обеими руками из-за спины вверх) и поползли на камень. Они о чем-то задумались и ползли все дальше и дальше. Когда они стали смотреть по сторонам (движение рук вправо-влево, то неожиданно увидели друг друга. «Ах!» - удивилась Маша. «Здравствуй!» - сказала Даша. «Как тебя зовут?» - спросила Маша. «Даша. А тебя как?» «Маша». И они стали болтать друг с другом и проболтали так до самого вечера. А вечером они поблагодарили солнышко за теплый денек и уползли в свои норки (одновременные круговые движения рук за спину). Но они договорились, что теперь каждый день будут выползать на камень и встречаться друг с другом».
Воспитатель: - какие на этом острове жили змеи (грустные, печальные, одинокие, добрые и т. д.)
- как изменилось их настроение, когда они познакомились (они повеселели).
- А нам пора дальше, но необходимо отметить, что мы посетили остров Грустных историй. Какую картинку мы должны оставить? Правильно, картинку грусти.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - Полетели (звучит волшебная музыка). Вот на горизонте и другой остров показался.
Звучит музыка "Веселые обезьянки".
Воспитатель: - Вы слышите - звучит музыка. Какая она по настроению? Это остров Весёлых Обезьянок. Покажите, как обезьянки танцуют и веселятся.
Дети по показу воспитателя изображают весё лых обезьянок: прыгают, дразнятся, танцуют, "едят" бананы.
Воспитатель: - Скажите, какое настроение у обезьянок? А какое настроение у вас? Какая это эмоция, найдите её и прикрепите к нашей доске. Я думаю, что здесь всё хорошо и наша помощь не требуется. - Ковер ждёт путешественников. Полетели (звучит волшебная музыка).
Воспитатель: - Мы добрались до последнего острова - «Остров белых облаков». Я предлагаю вам лечь на пол, представив себя облаками, и под строки стихотворения изобразить настроение :
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
— Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
— Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно.
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
— Ой, кто там, в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягенький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
Н. А. Екимова.
Под спокойную музыку дети лежат с закрытыми глазами, не шевелясь, в полном спокойствии. По окончании музыки дети оставляют на карте последнюю пиктограмму «спокойствие».
Воспитатель: - На этом наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться назад в детский сад.
Дети садятся в круг, закрывают глаза и, произнеся волшебные слова «Сим-салабим», «возвращаются в детский сад».
Воспитатель: - Вот мы и в детском саду и с нами мешочек с сюрпризом. Вспомните, на каком острове нам его дали. Правильно на острове Удивления. А какие ещё острова мы с вами посетили? Молодцы!
Вам понравилось наше путешествие? Улыбнитесь друг другу и скажите спасибо за чудесное путешествие. А мешочек с сюрпризом я предлагаю открыть в группе.