Галина Шишова
Сторителлинг — интерактивная технология работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы на тему:
«Сторителлинг – интерактивная технология работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»
Хочу поделиться с вами интересной и простой в обращении педагогической технологией - сторителлинг.
Это не просто педагогическая технология развития и воспитания, это удивительный мир встречи с детством, его сохранения и понимания его самых главных секретов. Технология сторителлинг, которая зарекомендовала себя как довольно результативное средство построения внешних и внутренних коммуникаций. Она не требует затрат и может быть использована в любом месте и в любое время.
Публикация «Сторителлинг — интерактивная технология работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
В настоящее время данная технология активно используется в образовании, в том числе, и в дошкольном. Сторителлинг - интерактивная технология, которая позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения, творчества, коммуникативных качеств детей.
Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа.
Сторителлинг разработал человек далёкий от педагогики, глава крупной международной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. Сторителлинг – это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории.
Разрабатывая данную технику, Дэвид Армстронг принял к сведению известный общепсихологический фактор: истории выглядят более живыми, интересны, увлекательны и проще соединяются с личным опытом, нежели принципы или директивы.
Они быстро запоминаются, им дают больше значимости и их влияние на поведение людей сильнее.
Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит как «рассказывание истории». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сочинительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа. Первоначально технология сторителлинг зарекомендовала себя как довольно результативное средство построения внешних и внутренних коммуникаций.
В настоящее время данная технология активно используется в образовании, в том числе, и в дошкольном.
Давайте отправимся по страницам сторителлинга.
А это значит – добро пожаловать в детство.
Глава 1. «Что такое сторителлинг, и каким он бывает»
Для чего детям нужны сказки, истории, мультфильмы и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека.
По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга.
Сторителлинг – педагогическая технология, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересными героями, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
Педагогический сторителлинг, как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.
Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга:
С дошкольниками можно использовать несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
1.В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию.
При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории и пр., которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории.
2.В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.
Данный вид сторителлинга содействует передаче не только теоретического, но и практического знания, которое закономерно не формируется и словесно никак не выражается.
Оно особенным способом выражается в практической продуктивной деятельности и предполагает собой передачу умений и навыков.
3.Цифровой сторителлинг это формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, картинки и др.).
Глава 2. «Сторителлинг в стране детства»
Остановимся подробнее на видах сторителлинга, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.
Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в нем в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Этот вид сторителлинга применяется в тех случаях, когда над правильным решением преобладает понимание какой-либо проблемы. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.
Сторителлинг на основе повествования: в этом виде вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме.
Сторителлинг на основе сценария: здесь ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для редко происходящих ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире.
Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: это очень хороший способ решения проблем с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста:
- Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
- Технология сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
- Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность.
- Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности с детьми. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории так как сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод подачи любого материала.
- Использование метода сторителлинг в работе с детьми с ОВЗ способствует успешной адаптации их в коллективе сверстников.
- Сторителлинг объединяет родителей и детей; активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс помогает решать вопросы взаимопонимания и воспитания детей.
Глава 3. «Структура сторителлинга»
Начало. Оно, как правило, должно быть коротким, играет немаловажную роль, ставя вопрос или обозначая проблему, которую необходимо решить. Совершить это необходимо так, чтобы вызвать у детей интерес и увлечь их. Начало истории должно захватить внимание детей и удерживать их интерес. Вступление к истории должно быть связано с главной темой. Оно сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым она посвящена и в завершении истории будет получен ответ на данную проблему. Кроме того, вступление должно обращаться к реальному опыту детей, не должно включать в себя подсказки к решению проблемы рассказываемой истории.
Середина. Здесь происходит развитие событий. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в начале. Данная часть истории делает проблему острее, и тем самым создает определенное напряжение. Ситуация не становится разрешенной. По сути, она становится еще сложнее. Когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть накаленной, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение. Решение зависит от фантазии детей.
Конец. Он подытоживает рассказ. Чаще всего бывает кратким. Как в басне - мораль.
Цели и задачи Сторителлинга
Остановимся на наиболее важных моментах, которые необходимо учитывать при создании истории для детей дошкольного возраста.
Цель сторителлинга– захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Задачи:
- обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;
- систематизировать и донести информацию;
- обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;
- наглядно мотивировать поступки героев;
- сформировать желание общаться.
Какие возможности дает сторителлинг?
Прежде всего, необходимо учитывать возрастные особенности детей, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития.
В истории должен быть определенный персонаж или герой. У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях. Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.
История должна вызывать чувства эмпатии представленным персонажам, представляя себя на его месте.
Можно использовать открытые вопросы в адрес детей, которые привлекают детей к участию в рассказанной истории. Нужно понимать, что изложение фактов - это ещё не история. Дети целостно воспринимают мир. Исходя из этого, необходимо добавлять эмоциональный фон к фактам. И нельзя выпускать из виду чувство юмора, оно может помочь разрешить любые проблемы. Кроме того, не стоит забывать то, что воображение и фантазия у детей более гибкие, нежели у взрослого.
Поощрение воображения ребенка содействует формированию метафорического языка. А общеизвестно, что метафоры основательно попадают в наше подсознание. Символический язык ярких придуманных рассказов развивает гибкость ума. В каждой хорошей истории легко различить ее структуру. Слушатель, скорее, ощущает ее сердцем, нежели осознает разумом.
Что развивает у детей сторителлинг?
Сочинение историй способствует обогащению активного словаря, развитию речи, внимания, мышления, воображения, памяти детей дошкольников. Ведь каждый ребенок рассказывает историю с позиции своего жизненного опыта, наделяет героев истории своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.
Сочиняя, дети «проживают» истории, приобретают способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.
Сторителлинг раскрепощает застенчивых, делает робких - смелыми, молчаливых - разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории - это не только полезно, но еще и очень увлекательно!
Взрослым сочинять истории сложнее, чем детям, - нет детской непосредственности, свободы, полета фантазии. А дошколятам нравится - они не боятся сказать что-то не так.
Глава 4. «Сторителлинг и Я»
Тема исследования: «Сторителлинг – интерактивная технология работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников».
Цель исследования: изучение и апробирование программы использования технологии сторителлинга в культурно-образовательном пространстве ДОУ.
Объект исследования: технология сторителлинга в педагогической практике.
Предмет исследования: программа использования технологии сторителлинга в культурно-образовательном пространстве ДОУ.
Задачи исследования:
1. Обобщить теоретический материал по применению сторителлинга в педагогической практике ДОУ.
2. Составить и апробировать программу использования технологии сторителлинга в культурно-образовательном пространстве ДОУ.
3. Систематизировать методический материал по использованию технологии сторителлинга в культурно-образовательном пространстве ДОУ.
Предполагаемый результат:
- Повышение разнообразия образовательной деятельности с детьми;
- Повышение уровня заинтересованности и активности детей дошкольного возраста в происходящем действии образовательных мероприятий разного направления;
- Формирование у детей способности воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
- Расширение словаря детей, обогащение устной речи;
- Облегчение процесса запоминания дошкольниками информации через сюжет истории.
Сама технология не требует затрат и может быть использована в любом месте и в любое время. Эффективна в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.
Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. В сторителлинге важна харизматичность педагога. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает и что представляет собой как личность. Он должен обладать творческими способностями, навыками актерского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нем.
Историю нужно сделать «живучей». Она должна быть устойчивой при многочисленных пересказах. Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом может быть юмор, неожиданность развязки, прием квипрокво, который часто используют в театральной педагогике, – когда одно лицо, вещь, понятие принимается за другое. Дошкольники любят путаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им интересен.
Сторителлинг – «живой», интерактивный рассказ. Содержание его зависит от конкретной ситуации, настроения, реакции зрителей-слушателей. Функция педагога заключается в умении импровизировать, чутко реагировать на аудиторию.
История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем.
Педагог должен сам верить в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников. На правдивость истории может повлиять степень конгруэнтности рассказчика, т. е. уровень комфорта, который он испытывает, рассказывая историю.