МААМ-картинки

Направления работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по обогащению глагольного словаря

Надежда Сушилкина
Направления работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по обогащению глагольного словаря
▼ Скачать + Заказать документы

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словаря, в том числе и глагольного, происходит в процессе занятий, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении.  

Среди многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях по обогащению глагольного словаря, можно выделить следующие:

Публикация «Направления работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по обогащению глагольного словаря» размещена в разделах

-Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением.

Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепления его правильного произношения и употребления.

-Объяснение происхождения данного слова.

-Употребление расширенного значения уже известного словосочетания.

-Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих, а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.

-Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий.

-Составление предложений по опорным словам.

Выделение этих направлений во многом является условным, так как в едином процессе формирования лексики они часто переплетаются, взаимодействуют. Однако выделение этих направлений важно для осознания тех языковых процессов, которые необходимо развивать у детей.

Логопедическая работа по обогащению глагольного словаря предполагает и уточнение значений слов-синонимов. Например, игра «Найди приятеля». Ребёнку предлагается выбрать из трёх слов – слова – приятели : взять, схватить, идти; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться.

Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова предлагают следующие методы по развитию глагольной лексики у дошкольников с ОНР.

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов формирование лексики они рекомендуют проводить по следующим направлениям :

расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

уточнение значений слов;

формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);

организация семантических полей, лексической системы;

активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова,

перевод слов из пассивного в активный словарь.

Профессор Г. А. Волкова считает, что при формировании лексического строя речи у детей с ОНР должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря. Предикат отражает отношение объекта к действительности. Она предлагает обогащать речь глаголами по каким-то определенным смысловым группам слов (например : кто из животных как передвигается, кто как голос подает, какие профессиональные действия совершают люди). В соответствии с этим ребенок должен уметь отвечать на вопросы “Что делают птицы?”, “А рыбы?”, “Что делает строитель?”. Для характеристики действий животных и способов их передвижения важно подбирать и такие глаголы, которые тонко определяют эти действия, например : крадётся, скрывается, выслеживает, догоняет, убегает, прячется, затаился, бросился, подпрыгнул, схватил, напал, взобрался, нырнул, взлетел и т д. Для этого используются игры “Кто как голос подает?”, “Кто чем занимается?”

Г. А Волкова рекомендует также логопедам иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:

- Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет).

- Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадётся, прыгает, кукарекает).

- Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает, приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).

- Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеётся, плачет).

- Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продаёт).

- Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).

Е. И. Тихеева разработала лексические игры и упражнения, направленные на формирование глагольной лексики. При проведении этих упражнений большое внимание уделяется такому приему как вопрос. От формирования вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей. Вопрос должен вызывать их умственную активность. Задаются вопросы, типа: Можно ли так сказать? Как сказать лучше? Кто скажет по-другому? Например, для подбора синонимов можно предлагать словосочетания, «Река бежит. Мальчик бежит. Вопрос педагога будет звучать так: каким словом мы можем заменить слово бежит? В первом случае – «течёт», «журчит», «льётся», во втором случае - «несётся», торопится»

Для успешной работы по обогащению глагольного словаря у детей с ОНР нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Такая система игр, разработана логопедом – практиком И. А. Чистяковой для детей 5-6 летнего возраста[43]. Эта система обеспечивает не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное, творческое участие ребенка. То есть, необходим материал, который позволял бы решать учебно-познавательные задачи и был доступен для дошкольника. Безусловно, самой интересной деятельностью для ребенка является игра. Поэтому она предлагает использовать на занятиях, в режимных моментах различные варианты игр:

- обеспечивающие максимальную, возможную двигательную активность ребёнка (речевые – с мячом, с другими предметами и двигательно – словесные);

- предполагающие манипулирование руками и мыслительно-познавательную деятельность.

По мнению Н. В. Нищеевой, расширению, актуализации глагольного словаря помогает использование сюжетных картинок – действий. Она рекомендует использовать картотеку картинок – действий.

Глагольный словарь можно закреплять и в режимных моментах. Сначала сообщается, что дети сейчас будут делать. Затем педагог комментирует действия детей. Каждый вид действия обсуждается в течение нескольких дней. Педагог предлагает рассказать ребёнку, что он делает, как он будет выполнять этот режимный момент. Например, режимный момент – сборы на прогулку. Отрабатываются глаголы : надеваю, заправляю, застёгиваю, заправить, застегнуть, завязать; умывание – открыть, закатать, закрыть, намочить, намылить, вымыть.

Особое внимание при закреплении словаря глаголов уделяется развитию глагольных словосочетаний. Закрепление словосочетаний облегчает более быстрый выбор слова, так как одно слово вытягивает другое.

Развитие глагольных словосочетаний проводятся в определенной последовательности, а именно:

- словосочетание, включающее глагол и существительное в винительном падеже без предлога (например, несет сумку)

- словосочетание, состоящее из глагола и существительного в дательном, творительном, родительном падеже без предлога (дарит маме, чистит щеткой)

- словосочетание, включающее глагол и предложно-падежную конструкцию (идет к дому).

Игры и упражнения, направленные на развитие глагольного словаря нужно проводить с опорой на тематические циклы (игрушки, продукты питания, дом, одежда, мебель). Эти игры и упражнения можно использовать на занятиях, а также в режимных моментах.

Таким образом, формированию глагольного словаря у дошкольников с ОНР в наибольшей мере способствует:

расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

уточнение значений слов;

формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);

организация семантических полей, лексической системы;

активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова;

перевод слов из пассивного в активный словарь.

Публикации по теме:

«Сказка про ежика Витю». Сказкотерапия в работе учителя-логопеда в условиях логопункта с детьми старшего дошкольного возраста Цели:коррекционно-образовательные: • развитие и обогащение лексического запаса по темам «Грибы», «Ягоды», «Дикие животные»; • образование.

Индивидуальный перспективный план коррекционной работы учителя-дефектолога с ребенком старшего дошкольного возраста с ЗПР Индивидуальный перспективный план коррекционной работы в старшей группе учителя-дефектолога на 1 полугодие ___ учебного года. Ф. И. ребенка:.

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога с детьми 6–7 лет с нарушением зрения «Теремок» Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда, учителя - дефектолога в подготовительной группе для детей с нарушением зрения. Сказка:.

Методическое исследование Тема: «Формирование глагольного словаря у дошкольников с ОНР» Глагольная система является важным компонентом языковой системы речи ребенка. Глагол - это одна из самых больших частей речи в современном.

План по самообразованию учителя — логопеда на тему «Активизация словаря детей 5–7 лет» План по самообразованию учителя – логопеда старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Активизация словаря детей.

План работы учителя-логопеда дошкольного логопункта на летний оздоровительный период 2015–2016 учебный год Мероприятия: 1. По результатам майского обследования набрать детей-логопатов на коррекционные занятия, сформировать подгруппы. 2. Продолжить.

Презентация учителя-логопеда на тему «Развитие моторики рук у детей дошкольного возраста». В этой работе отражена актуальность проблемы, намечена цель, определены задачи и выдвинута гипотеза. Определены принципы работы. А также.

Система работы по обогащению и активизации словаря в старшем дошкольном возрасте Анализ показателей динамики освоения программного материала по образовательной области «Коммуникация» показал, что материал усвоен в основном.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Занятие учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочный лес» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Направления работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по обогащению глагольного словаря
Опубликовано: 29 сентября 2015 в 13:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Направления работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по обогащению глагольного словаря» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Сушилкина (УИ 134670) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД