Надежда Сушилкина
Направления работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по обогащению глагольного словаря
▼ Скачать + Заказать документы
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словаря, в том числе и глагольного, происходит в процессе занятий, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении.
Среди многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях по обогащению глагольного словаря, можно выделить следующие:
Публикация «Направления работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по обогащению глагольного словаря» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
-Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением.
Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепления его правильного произношения и употребления.
-Объяснение происхождения данного слова.
-Употребление расширенного значения уже известного словосочетания.
-Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих, а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.
-Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий.
-Составление предложений по опорным словам.
Выделение этих направлений во многом является условным, так как в едином процессе формирования лексики они часто переплетаются, взаимодействуют. Однако выделение этих направлений важно для осознания тех языковых процессов, которые необходимо развивать у детей.
Логопедическая работа по обогащению глагольного словаря предполагает и уточнение значений слов-синонимов. Например, игра «Найди приятеля». Ребёнку предлагается выбрать из трёх слов – слова – приятели : взять, схватить, идти; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться.
Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова предлагают следующие методы по развитию глагольной лексики у дошкольников с ОНР.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов формирование лексики они рекомендуют проводить по следующим направлениям :
расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
уточнение значений слов;
формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
организация семантических полей, лексической системы;
активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова,
перевод слов из пассивного в активный словарь.
Профессор Г. А. Волкова считает, что при формировании лексического строя речи у детей с ОНР должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря. Предикат отражает отношение объекта к действительности. Она предлагает обогащать речь глаголами по каким-то определенным смысловым группам слов (например : кто из животных как передвигается, кто как голос подает, какие профессиональные действия совершают люди). В соответствии с этим ребенок должен уметь отвечать на вопросы “Что делают птицы?”, “А рыбы?”, “Что делает строитель?”. Для характеристики действий животных и способов их передвижения важно подбирать и такие глаголы, которые тонко определяют эти действия, например : крадётся, скрывается, выслеживает, догоняет, убегает, прячется, затаился, бросился, подпрыгнул, схватил, напал, взобрался, нырнул, взлетел и т д. Для этого используются игры “Кто как голос подает?”, “Кто чем занимается?”
Г. А Волкова рекомендует также логопедам иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:
- Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет).
- Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадётся, прыгает, кукарекает).
- Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает, приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).
- Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеётся, плачет).
- Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продаёт).
- Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).
Е. И. Тихеева разработала лексические игры и упражнения, направленные на формирование глагольной лексики. При проведении этих упражнений большое внимание уделяется такому приему как вопрос. От формирования вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей. Вопрос должен вызывать их умственную активность. Задаются вопросы, типа: Можно ли так сказать? Как сказать лучше? Кто скажет по-другому? Например, для подбора синонимов можно предлагать словосочетания, «Река бежит. Мальчик бежит. Вопрос педагога будет звучать так: каким словом мы можем заменить слово бежит? В первом случае – «течёт», «журчит», «льётся», во втором случае - «несётся», торопится»
Для успешной работы по обогащению глагольного словаря у детей с ОНР нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Такая система игр, разработана логопедом – практиком И. А. Чистяковой для детей 5-6 летнего возраста[43]. Эта система обеспечивает не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное, творческое участие ребенка. То есть, необходим материал, который позволял бы решать учебно-познавательные задачи и был доступен для дошкольника. Безусловно, самой интересной деятельностью для ребенка является игра. Поэтому она предлагает использовать на занятиях, в режимных моментах различные варианты игр:
- обеспечивающие максимальную, возможную двигательную активность ребёнка (речевые – с мячом, с другими предметами и двигательно – словесные);
- предполагающие манипулирование руками и мыслительно-познавательную деятельность.
По мнению Н. В. Нищеевой, расширению, актуализации глагольного словаря помогает использование сюжетных картинок – действий. Она рекомендует использовать картотеку картинок – действий.
Глагольный словарь можно закреплять и в режимных моментах. Сначала сообщается, что дети сейчас будут делать. Затем педагог комментирует действия детей. Каждый вид действия обсуждается в течение нескольких дней. Педагог предлагает рассказать ребёнку, что он делает, как он будет выполнять этот режимный момент. Например, режимный момент – сборы на прогулку. Отрабатываются глаголы : надеваю, заправляю, застёгиваю, заправить, застегнуть, завязать; умывание – открыть, закатать, закрыть, намочить, намылить, вымыть.
Особое внимание при закреплении словаря глаголов уделяется развитию глагольных словосочетаний. Закрепление словосочетаний облегчает более быстрый выбор слова, так как одно слово вытягивает другое.
Развитие глагольных словосочетаний проводятся в определенной последовательности, а именно:
- словосочетание, включающее глагол и существительное в винительном падеже без предлога (например, несет сумку)
- словосочетание, состоящее из глагола и существительного в дательном, творительном, родительном падеже без предлога (дарит маме, чистит щеткой)
- словосочетание, включающее глагол и предложно-падежную конструкцию (идет к дому).
Игры и упражнения, направленные на развитие глагольного словаря нужно проводить с опорой на тематические циклы (игрушки, продукты питания, дом, одежда, мебель). Эти игры и упражнения можно использовать на занятиях, а также в режимных моментах.
Таким образом, формированию глагольного словаря у дошкольников с ОНР в наибольшей мере способствует:
расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
уточнение значений слов;
формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
организация семантических полей, лексической системы;
активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова;
перевод слов из пассивного в активный словарь.