Ирма Юрьевна Кошелева
Система работы по обогащению и активизации словаря в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ показателей динамики освоения программного материала по образовательной области «Коммуникация» показал, что материал усвоен в основном на среднем уровне. Необходимо уделять серьёзное внимание развитию речи и коммуникативным навыкам детей. С целью повышения уровня освоения обучающимися содержание образовательной области используем такие методы работы как :
• Обучающие игры (сюжетно-ролевые, дидактические)
• Занятия-развлечения
• Тематические тренинги
• познавательные беседы
• развлечения
• Моделирование
• настольные игры
• чтение
Публикация «Система работы по обогащению и активизации словаря в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
• творческие задания, видеофильмы и видеопризентации
Активизировать познавательную активность, которая будет направлена на умения составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Только 60 % детей на среднем уровне, Программный материал образовательной области «Чтение художественной литературы» освоен всеми детьми. Поэтому мы учим детей внимательно слушать литературные произведения, расширяем знания о жанрах литературы, учим выразительно читать стихи. С целью повышения уровня освоения обучающимися содержание образовательной области используем, такие методы работы как : тематические досуги, коммуникативные тренинги, гимнастики (мимическая, логоритмическая, речевые дидактические игры, работа в книжном уголке, речевые задания и упражнения, творческие задания
Которые позволяют активизировать словарь в процессе чтения произведений художественной литератур, приобщить детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; задавать вопросы и строить ответ; способствовать освоению ребенком речевого этикета (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание и пр.);
Анализ работы по активизации и обогащению словаря показал, что основной общеобразовательная программа «Тропинка к успеху» направлена на:
-развивитие коммуникативных функций речи, умение общаться со сверстниками и взрослыми, выражать в речи свои чувства, эмоции, отношение к окружающему миру.
В другой же программе «Программа воспитания и обучения в детском саду»
(Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, 2005 г.) направлена на:
-совершенствование всех сторон речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарь, продолжать развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу. Среди современных программных документов, рассматривающих вопросы развития речи, необходимо выделить методические рекомендации «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» (Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова).
Доказав отрицательные стороны фронтальной работы с дошкольниками (работают только активные дети, используется школьная форма организации, нет обратной связи и актуальных развивающих задач, авторы отмечают их невысокую эффективность. Выход они видят в появлении новых программ и отказе от ряда укоренившихся стереотипов педагогической работы и предлагают изменить педагогический процесс в целом. Авторы предлагают три типа занятий (НОД) : познавательные, развитие продуктивной деятельности и музыкально-ритмические. Особо отмечают они задачи по обогащению и активизации словаря «На наш взгляд, они должны решаться в рамках всех занятий (НОД); выделять специальные занятия по развитию речи целесообразно только в старших и подготовительных группах (как занятия по подготовке к освоению грамоты). Очевидно, что развитие речи гораздо активнее происходит в процессе живого общения воспитателя с детьми и совместной деятельности самих детей, в рассказе ребенка непосредственно заинтересованному слушателю, а не на специальных занятиях по пересказу заданного текста, описанию предметов и т. п» Процитируем положение авторов по вопросам развития речи до конца: т. е. погружение детей в хорошую речевую среду, также важное условие развития речи вне формализованных занятий» [Михайленко, Короткова].
Итак, развитие речи рассматривается в обучении пересказу и описанию предметов. С таким подходом мы никак не можем согласиться. Мы согласны с авторами, что эти занятия не должны быть формальными и скучными - но это уже дело методики, которую мы рассматриваем в тесной взаимосвязи с содержанием. Не случайно идеи Ф. А. Сохина о формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи легли в основу всех наших исследований и методического решения развития всех сторон речи.
Эти положения легли в основу «Программы развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» [Ушакова, 2005], разработанной на основе результатов исследований, проведенных в лаборатории развития речи под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. Основные направления, которых, развитие связной речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи.
Исследования, проводившиеся в аспекте вышеизложенных проблем, показали, что углубленная, обогащенная по содержанию (включая формирование элементарного осознания языковых явлений) работа по развитию речи детей, которая начинается с младшего возраста, дает в конце воспитания и обучения их в детском саду (в подготовительной и в старшей группе) очень большой эффект.
Многие практики считают, что выпускники детского сада, прошедшие такое обучение, намного успешнее сверстников усваивают программу школьного обучения родному языку – в отношении, как лингвистических знаний, так и развития речи, устной и письменной.
Таким образом, на основе анализа современных программ и анализ мониторинга за год обучения выделили для себя основные принципы работы по обогащению и активизации словаря это :
- Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарь, продолжать развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.
-Использование нетрадиционных форм организации НОД (использование мнемотехники)
Специально разработанные игры и упражнения на образование смысловых оттенков. С одной стороны, речевые игры и упражнения качественно развивают словарь, с другой — они являются важным подготовительным этапом для развития связной монологической речи, что позволяет активизировать и обогатить словарь.
В работе с текстом включать работу над смысловыми оттенками значений каждого слова в стихотворении считает Ушакова О. С, Струнина Е. М. в пособии «Методика развития речи детей дошкольного возраста» к примеру (стр 125) знаменательных частей речи (домик — домище; играть — проиграть; умный — умнейший, пониманием смысловой близости и различия разнокрренных синонимов, а также над пониманием словосочетаний в переносном значении (лес дремлет; злая зима).
Для развития творческого воображения и памяти используем в работе элементы ТРИЗА, мнемотехники (технологию развития памяти) и игровые методики с использованием речевых тренажеров. Применяем разные методы и приемы для заучивания стихотворных текстов, учитывая индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы Алябьева Е. А., Методическое пособие «Как научить ребенка запоминать стихи».
Картина раскрывает перед ребенком новое содержание, будит новые впечатления и ассоциации, развивает воображение. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладению связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.
Таким образом, для решения такой проблемы как обогащение и активизация словаря необходим системный подход.
Литература:
Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с. стр 127.