Светлана Коркина
Современные технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому в современном дошкольном образовании уделяется много внимания развитию речи детей.
Публикация «Современные технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Но, не смотря на все прилагаемые усилия, в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление, отсутствие красочности речевых оборотов.
Перед педагогами всегда стояла задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, особенно остро эта проблема стоит в современном обществе, где привилегия отдана компьютерам, гатжетам, телефонам, а не живому общению людей.
Сегодняшний день отличается активным ростом новых педагогических технологий, использование которых, помогают нам реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.
В образовательной практике накоплено достаточное количество методик по развитию речи у дошкольников.
На основе некоторых технологий и методик по развитию речи старших дошкольников я выстроила свой план работы по речевому развитию детей.
В своей работе с детьми я применяю технологию кейс-иллюстрацию - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации, анализа возможных решений и выбора лучших из них. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребенка, поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Данная технология помогает повышать интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и излагать свои мысли.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Как любую работу, метод мнемотехники строю от простого к сложному. Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, поговорок: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Внутренний мир ребенка с особыми образовательными потребностями сложен и многообразен. Как помочь детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды. Познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых? Одной такой технологией, несущей коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия.
Я использую элементы арт-терапии в первую очередь в изобразительной и творческой деятельности. Раскрывая свои творческие замыслы в лепке из соленого теста, или рисование пальчиками и ладошками гуашью, ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, это приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении. Дети постепенно осваивают технику правильной речи, у них появляется свободное речевое дыхание, не напряженная артикуляция, спокойный темп речи, умение говорить ритмично, с паузами. Повышается самооценка ребенка, что является важным этапом на пути осознания им своего внутреннего мира. Это помогает детям раскрыться и в кругу своих сверстников и в семье, почувствовать себя интересным собеседником.
Всем вам хорошо известен конструктор Лего. Нет такой семьи, где есть дети – дошкольники, где бы ни было конструктора Лего. Мы знаем, с каким удовольствием дети сооружают постройки из этого замечательного конструктора. Конструкторы ЛЕГО широко используются и в дошкольных учреждениях. ЛЕГО можно применять в различных областях знаний. Я решила использовать игры с ЛЕГО в процессе формирования речи детей. Дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов помогает мне при проведении занятий по подготовке и обучению грамоте. Например, используя короткие и длинные кирпичики, дети выполняют анализ предложения (короткие, длинные слова, чтобы ребенку было легче понять термин «звук», использую ЛЕГО, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета - гласные звуки, синего - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие. Развивая речетворчество дошкольников, мы с детьми придумываем сказки, конструируем декорации, дети воспроизводят действия персонажей с озвучиванием. Пересказ сказки, рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ развёрнутым и логичным.
Современные педагоги в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования ищут новые подходы, идеи, для того, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Не остались в стороне и я. Одним из средств обучения речевому развитию дошкольников я использую лэпбук. Это книжка-раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашков. Ребенок, взяв в руки такую папку, выполняет задания, рассматривает картинки, разбирает схемы, тем самым в лёгкой и непринужденной форме закрепляет и расширяет свои знания по развитию речи. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Лэпбук я рекомендую родителям, в ненавязчивой, домашней обстановке дети вместе с родителями закрепляют пройденный материал. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в семье, где одновременно растут дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать).
Современный мир - это большой поток информации. С таким потоком информации сталкиваются не только взрослые, но и дети. Усвоить, структурировать информацию помогают мне в работе с детьми интеллектуальные карты.
Интеллектуальные карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.
Правила составления интеллектуальных карт:
В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).
Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.
Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.
Добавляются символы и иллюстрации.
Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.
В перспективе моей работы по развитию речи старших дошкольников это применение инновационной технологии - Синквейн.
Слово "синквейн" происходит от французского "пять".
(обратить внимание на слайд)
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.
В чем же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои как творческие, речевые, интеллектуальные возможности.
В третьих - Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна может использоваться как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна можно использовать для проведения рефлексии, анализа полученной информации.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.