Оксана Александровна Давлюд
Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Воспитатель:
Давлюд Оксана Александровна.
«Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников».
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому ребенку и сделать такую коллективную папку. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию, что является хорошей подготовкой к школьному обучению.
Публикация «Современная игровая технология „Лэпбук“ как средство познавательного развития дошкольников» размещена в разделах
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
При разработке данных рекомендаций была изучена различная научно-методическая литература по данному направлению, накоплен разнообразный дидактический материал, имеющий практическую значимость, проанализированы полученные результаты собственного опыта применения лепбука для познавательного развития ребенка.
Пособие – лэпбук прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме, он интересен и полезен тем, что в нем содержится практический материал, способствующий саморазвитию детей и повышению их познавательной активности. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.
В качестве конечных результатов реализация методической разработки по использованию лэпбука, как средства развития познавательных способностей детей дошкольного возраста предполагает:
- повышение активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- проявление интереса к участию в совместной деятельности;
- увеличение познавательного интереса, любознательности, самостоятельности и инициативности в решении поставленных задач;
- развитие умения : планировать предстоящую деятельность; договариваться со сверстниками; распределять обязанности; искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать; самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы; принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения; используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Разработка предназначена для использования воспитателями, родителями.
ВВЕДЕНИЕ
«Человек образованный — тот,
кто знает, где найти то, чего он не знает».
Георг Зиммель.
Социализация и индивидуализация – базовые процессы дошкольного образования и основная идея федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, которые направляют педагогов на поиск новых, наиболее эффективных, инновационных форм, методов и приемов работы с дошкольниками. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагогам приходится искать более эффективные средства обучения и воспитания, которые соответствуют требованиям и целям дошкольного образования. И здесь важным аспектом современного российского образования является, играя «научить учиться самому».
Анализ практики работы ДОУ показал, что не все дети умеют включаться в совместную деятельность, принимать общую задачу, распределять действия между собой, проявлять заинтересованность к действиям партнера. Все это приводит к конфликтам, разобщенности, неумению доводить дело до конца. Руководство же взрослого совместной деятельностью несет на себе отпечаток указательных методов воспитания, то есть другими словами «как сказала, так и делай», и осуществляется часто на устаревшем и неинтересном современным детям содержании в строго регламентированной предметной игровой среде. Проблема в образовательном процессе совместного взаимодействия педагога и ребенка, а также ребенка со сверстником, привела нас к поиску новых решений. Что может повысить качество образовательного процесса, как не инновации?
Проанализировав несколько технологий, мы остановились на технологии «лэпбук», как одной из наиболее интересных, отличающихся своей наглядностью и разнообразием.
Гипотезасостоит в том, что повышение познавательной активности дошкольников возможно только при совместном взаимодействии взрослого и ребенка и при выполнении определенных условий: создания развивающей среды, систематического использования лэпбука в образовательной деятельности, формирования устойчивого интереса дошкольников к игровой технологии.
В связи с чем определили тему методической разработки:
«Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников».
Цель методических рекомендаций: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в применении технологии «Лепбук» для познавательного развития дошкольников.
Задачи:
1. Создать мотивационные условия для применения лепбуков.
2. Познакомить педагогов с содержанием технологии «Лэпбук» в образовательном процессе и её влиянием на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста.
4. Повышение профессионального мастерства педагогов по использованию лэпбука как эффективного средства образования детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- педагоги повысят уровень знаний о технологии «Лепбук»
Содержание
Часть 1. Основная часть.
1.1. Понятие «лэпбук», его психолого-педагогическое значение и особенности.
Модернизация российского дошкольного образования осуществляется с современных научных позиций с опорой на положения научной концепции «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» (В. И. Слободчиков, Н. А. Короткова и др.). В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из необходимых условий его реализации образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка. Именно сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. Каждый педагог должен поставить перед собой задачу – научить дошкольника ставить перед собой цели, находить способы их решения, а главное отбирать нужную информацию от ненужной для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников. Ребенку лучше запоминается то, что ему интересно, что было эмоционально окрашено. Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого по отношению к ребенку и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей. Чтобы организовать современное взаимодействие, педагогу необходимо перестроить стиль поведения. Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией. Что значит быть партнером детей? Партнер - всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом). Большая часть педагогов в недостаточной мере владеют подходами в организации совместной деятельности и не могут вести образовательный процесс с детьми на уровне партнерских отношений. Отсюда следует то, что совместная деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики ребенка, он вырастает пассивным и безынициативным. Причина требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка.
«Лэпбук» – это та технология, которая является одним из видов совместной деятельности взрослых и детей. Технология использования лэпбука – это технология личностноориентированного обучения, которая направлена на максимальное развитие (а не формирование заранее заданного) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта.
Цель использования лэпбука – формирование у дошкольников познавательной активности, поисково-исследовательских способностей, развитие мыслительных способностей в условиях образовательного пространства.
Задачи:
1. Научить дошкольников ставить перед собой цели и задачи и находить способы их решения.
2. Обучать детей всесторонне смотреть на проблему.
3. Развивать творчество в подходе к вопросу организации и подбору информации.
4. Развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление).
5. Развивать общую моторику детей.
6. Развивать поисково-исследовательские навыки детей.
7. Воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы, чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи.
Лэпбук на сегодняшний день занимает особое место в содержании образовательной деятельности в ДОУ, так как это:
современная игровая технология;
интересная и эффективная форма совместной работы взрослых и детей;
современная творческая находка для педагога, содержащая логично структурированный материал по определенной теме дидактический материал как особый тип наглядного пособия, который включает в себя карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками и т. д. ;
дидактический материал, который раздается детям для самостоятельной работы как в группе, так и дома, или демонстрируется педагогом перед всей группой детей;
дидактический материал, который прост по своему содержанию и техническому оформлению, может быть изготовлен самими детьми;
технология подвижна и легко приспосабливается к выполнению различных дидактических задач.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала. Работа с ним учит детей мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, не только расширяя кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Он развивает детское воображение, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, активизирует общение как со сверстниками, так и со взрослыми, обогащает мир ребенка.
Что он собой представляет? Это интерактивная тематическая папка с множеством приспособлений для какой-либо информации – с кармашками, дверцами, окошками, конвертами, прорезями, подвижными деталями и т. п. Для ребенка весь развивающий смысл состоит в том, что он может самостоятельно брать и перекладывать, застегивать и передвигать, закрывать и открывать, складывать и перекладывать по своему усмотрению все то, что находится в этой папке, а еще и вдобавок мастерить сам.
В «наколенной книге» собирается материал по определенной теме.
Но это не только поделка своими руками, которая таит в себе развивающий смысл, это – заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал вместе со взрослым в ходе изучения какой-либо темы.
Сущность лэпбука заключается в том, что для «оживления» папки ребенку необходимо осуществить какую-либо деятельность: провести наблюдение, выполнить поручения, изучить и исследовать материал.
Его практическая значимость заключается в максимальном развивающем влиянии на дошкольников, причем независимо от возраста детей. Совместное изготовление лэпбуков сближает взрослого и ребенка, способствует активному участию родителей в жизни ДОУ, повышению их педагогической компетентности в вопросах воспитания детей.
Также лепбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал; является отличным способом для повторения пройденного; помогает ребенку учиться самостоятельно собирать информацию для решения задач и правил; лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов, можно выбрать задания под силу каждому ребенку (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д., в итоге сделать коллективную работу, которая будет служить эффективным наглядным дидактическим пособием.
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Обращаем внимание на то, что специфика лэпбуков для работы с детьми-дошкольниками заключается в минимальном присутствии текста.
Использование лэпбука как неотъемлемой части предметно-пространственной развивающей среды, отвечает требованиям, которые сейчас стоят перед дошкольным образованием :
- обеспечение возможности общения всех участников образовательного процесса;
- осуществление партнерской деятельности детей и взрослых;
- реализация образовательной программы дошкольного учреждения.
Лэпбук обеспечивает принцип трансформируемости, в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей: внесение изменений в папки согласно интересам детей, легко разворачивается, собирается, раскладывается, может превратиться в папку-раскладушку, папку-передвижку.
Полифункциональность обеспечивается отсутствием жестко закрепленных способов употребления предметов:
- наличие полифункциональных составляющих лепбука, «легко взять, легко положить», может расположиться в любом месте, перемещаясь по пространству (за столом, на ковре, в уголке уединения и т. д.)
- наличие разнообразных материалов, игр обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическая сменяемость игрового материала, появление новых составляющих, вариативность использования материала, можно использовать материал разных папок по одной теме.
- доступность лепбука для образовательной деятельности воспитанников;
- исправность и сохранность материалов и оборудования, качественные характеристики (простота, легкость, удобство) доступны всем детям и соответствуют методам и приемам, предъявляемым к дошкольному образованию, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Лепбук безопасен, все элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности, в изготовлении используются экологически чистые материалы (бумага, ткань, природный материал).
Эстетичность оформления лепбука даёт возможность развития у детей эстетического вкуса и культуры оформления папки, способствует развитию художественно-эстетических способностей.
Вывод: игровая технология «Лэпбук» соответствует всем требованиям, применяемым ФГОС ДО и основана на дидактических принципах: связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности изложения, т. е. учитывает возрастные особенности детей.
1.2. Плюсы и минусы технологии.
Инновационная игровая технология «Лэпбук», как и любая другая, имеет свои положительные и отрицательные стороны:
+ ребёнок занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы;
+ данный вид работы для стеснительных и необщительных воспитанников, которым тяжело находить контакт с другими детьми;
+ помогает таким детям раскрыть себя и свой потенциал перед педагогом и сверстниками;
+ дошкольники распределяют обязанности и ответственность между собой;
+ учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща групповой характер работы;
+ дошкольники учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения на стремлении выполнить работу максимально хорошо;
+ понимают свою значимость;
+ помогает детям социализироваться в обществе интерактивность технологии;
+ максимально концентрирует детское внимание;
+ улучшает усвоение информации;
+ дети учатся отстаивать свою точку зрения;
+ находят креативные решения, поставленных перед ними проблем;
+ открывают для себя темы следующих своих исследований;
+ развивает детскую любознательность, самостоятельность, инициативность.
+ изготавливается вручную, что способствует развитию мелкой моторики;
+ создание целой серии лэпбуков на одну тему, более полно отображающей проблемы, разных по содержанию и оформлению;
+ совместная деятельность с педагогом или родителями при изготовлении лэпбука;
+ учит взаимодействовать с другими людьми;
+ развивает коммуникабельность;
+ развивает чувство взаимовыручки.
- большая затрата времени на планирование и поиск информации;
- время на изготовление лэпбука;
- дополнительное время для подготовки воспитателя (поиск дополнительной информации, интересующей дошкольников)
Вывод: технология имеет больше положительных моментов, чем отрицательных, что говорит об ее эффективности.
Часть 2
2.1. Методические рекомендации по использованию лэпбука в образовательном процессе с детьми.
Содержание, методы и приемы технологии «лэпбук», как технологии личностно-ориентированного обучения, направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого дошкольника, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Лэпбуки можно и нужно мастерить вместе с детьми, потому что совместная работа представляет повышенный интерес для них и является увлекательным рукоделием. А можно сделать и самим взрослым, чтобы использовать их в своей работе. И хоть рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам – 5 лет и выше, когда дети уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки, участие в их изготовлении могут принимать все возрастные группы – от младшей до подготовительной. Формы занятий – индивидуальные, групповые. С группой детей задания либо распределяются между детьми, учитывая их желания, и потом они все вместе собирают и заполняют одну папку, либо взрослый показывает, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки. Оптимальный размер готового лэпбука – папка А4-А3 в закрытом виде (такой размер идеально подходит, чтобы ребенок мог потом самостоятельно работать с ним (держать его в руках, писать в нем, рисовать и т. д., а после занятий поставить папку на отведенное для неё место). Выбор тем лэпбуков может исходить из разных источников. Это могут быть и интересные события, происходящие с ребенком, и увлечения детей, и темы недели, и литературные произведения, и мультипликационные герои, и даже просто отдельные предметы (одушевленные или неодушевленные, заинтересовавшие ребенка, и многое другое. Также можно выбрать тему как сообща, так и индивидуально. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Игрушки". А потом каждый ребенок может взять какую-нибудь конкретную любимую игрушку и в своем лэпбуке дать подробную информацию о ней.
Все изготовленные лэпбуки могут способствовать закреплению лексических тем, помогать систематизировать изученный материал, а рассматривание папок в дальнейшем позволит детям быстро освежить в памяти пройденные темы. Самым важным моментом считается то, что лэпбук будет интересен детям с любыми возможностями и способностями, в том числе и с ОВЗ.
Этапы работы над лэпбуком :
1. Выбор темы (тема проекта, тема недели).
2. Составление плана лэпбука.
Необходимо продумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д. Потом все это рисуется на черновике: листе А4-А3, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы. Дети старшего возраста могут самостоятельно составить план работы.
3. Составление макета лэпбука.
Оформление лэпбука (подбор материала - из чего будут изготавливать, дидактического материала, наглядного и др.). Наполняем Лэпбук.
Собранную информацию по образцу макета складываем, приклеиваем в наш Лэпбук. Для создания Лэпбуков можно воспользоваться готовыми шаблонами, которые есть в интернете – это экономит время, знакомит новичков с новой формой подачи информации, проще в изготовлении. Если Вы делаете Лэпбук самостоятельно, то это дешевле (не все шаблоны бесплатны, это уникально и более творчески, не ограничивается рамками существующего шаблона, больше ценится и бережется детьми, так как создано своими руками.
Вывод:
1. Возраст дошкольников – от 5 лет и выше в случае самостоятельного изготовления лэпбука, в случае работы ребенка совместно со взрослым – от 2 лет.
2. Выбор материалов для изготовления лэпбука – экологически чистый, безопасный, из плотных материалов для многоразового использования.
3. Выбор тематики лэпбука учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
4. Возрастные и индивидуальные особенности детей подразумевают минимальное присутствие текста в оформлении лэпбуков.
5. Формы организации работы с детьми – непосредственно-образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей и взрослых.
6. Формы организации детей во время работы – индивидуальная, парная, подгрупповая, групповая.
2.2. Примерная тематика лэпбуков.
Примерный перечень тем для лэпбуков.
«Игрушки». Развитие знаний у детей о явлениях и предметах окружающего мира, способах их изготовления, их истории. Развитие мелкой моторики детей и способностей сенсорных эталонов.
«Времена года». Систематизация и закрепление знаний детей о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в растительном и животном мире.
«Пожарная безопасность». Формирование у детей знаний правил пожарной безопасности, знакомство с пожароопасными предметами
«Все профессии нужны, выбирай на вкус!». Формирование у детей представлений о профессиях, формирование элементарных навыков профессионального самоопределения
«Моя Родина – Россия!». Формирование у детей патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине, закрепление знаний о государственной символике (гербе, флаге, гимне, государственных праздниках, воспитание чувств восхищения и гордости за свою Родину.