Ольга Столярова
Консультация «Сопровождение семьи в условиях ДОУ»
▼ Скачать +Заказ
Аннотация. Данная статья о сопровождении семьи в условиях ДОУ, раскрывает значение комплексной совместной работы педагогов и родителей для развития ребенка и повышения компетентности родителей. Представлен опыт сотрудничества с семьями воспитанников, направленный на расширение творческого потенциала семьи.
Ключевые слова: сопровождение, сотрудничество, семья, творчество, потенциал, конкурсы, выставки.
Публикация «Консультация „Сопровождение семьи в условиях ДОУ“» размещена в разделах
Практика показывает, что какой бы самостоятельностью не обладал человек, возникают ситуации, в которых личность нуждается в сопровождении со стороны специалистов, волонтеров: сопровождении в процессе проведения коррекционно-развивающих занятий, в процессе проведения культурно-массовых мероприятий, в процессе проведения реабилитационных процедур, в процессе решения личных социально-бытовых и личностно-значимых вопросов. В решении всех обозначенных вопросов большую роль играют педагоги ДОУ, выполняющие задачи комплексного сопровождения семьи. Воспитатели дошкольных образовательных организаций принимают участие в сопровождении семьи и осуществляют комплексное сопровождение семьи.
Ведущие исследователи отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна.
Сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем- либо в качестве спутника или провожатого.
Сопровождение мы рассматриваем как помощь семье ребенка и непосредственно самому ребенку в формировании индивидуально-ориентированного поля развития. Важно учитывать внутренний потенциал семьи.
В моей работе стоит задача показать родителям возможности решения возникающих вопросов, разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения, сделать первые шаги и по возможности оценить достигнутые результаты.
Мною осуществляется не только комплексная передача знаний и расширение возможностей социализации ребенка и его семьи, но и помощь родителям в реализации индивидуальной образовательной программы ребенка, получении родителями индивидуальной психологической помощи, проведении творческих мероприятий: праздников, выставок и конкурсов, раскрывающие потенциал ребенка и расширяющие возможности социализации семьи в общество.
Важной задачей в воспитании подрастающего поколения является формирование личностного отношения ребенка к соблюдению моральных норм: доброты, внимания, взаимопомощи, сочувствия, умению уступать по просьбе сверстника.
В группе «Лесная полянка» активно ведется работа по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Мы обращаем внимание детей на хорошие поступки друг друга, а так же поощряем инициативу детей в оказании помощи своим товарищам. Фото-выставки, конкурсы стен-газет и другие мероприятия помогают настроить родителей на сотрудничество в воспитательно-образовательной работе.
Организация творческих мероприятий строится на постоянном включении родителей в процесс развития ребенка. Активная работа в творческих мастерских помогает и создает условия для снятия у родителей и детей психоэмоционального напряжения.
Оказывая семье, помощь и поддержку в выборе траектории развития творческого потенциала ребенка и семьи в целом, я не навязываю свое мнение, а помогаю совместно с ними определить возможности и отметить достигнутые результаты.
Важной целью моей работы, является: сотрудничество с семьями, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Активно направленная работа на сопровождение семьи и сопровождение личности ребенка, связана с существующими политическими, социально-экономическими и нравственными тенденциями в современной России. Прежде всего, эта потребность продиктована становлением и развитием гражданского общества и новой позицией человека в нем: осознание и понимание ценности каждого, сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.
Расширение возможностей взаимодействия семьи с социальным окружением, обеспечивает запуск главнейшего «пускового механизма» - повышение компетентности родителей, принятие ребенка, создание видения возможностей развития, расширение возможностей реализации индивидуальной программы ребенка, включение семьи в социальное пространство.
Семья играет неоценимую роль в жизни каждого человека. Ведущие специалисты, рассматривающие вопросы психологии семьи, выделяют патологические модели семейного воспитания.
Модель «охранительного воспитания» проявляется в излишней опеке ребенка. В этом случае ребенка чрезмерно балуют, жалеют, оберегают от всех, даже посильных для него дел. Таким образом, модель «охранительного воспитания» создает условия для искусственной изоляции и приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В будущем такой человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективе.
Взаимоотношения в семье, основанные на модели «равнодушного воспитания» приводят к возникновению у ребенка чувства ненужности и переживания одиночества. В семье с подобной моделью воспитания ребенок становится робким, застенчивым, теряет присущие детям доверчивость и искренность в отношениях с родителями. У детей формируется разрушающее умение приспосабливаться к окружающей среде, равнодушное недоброжелательное отношение к родным, взрослым и другим детям.
Неконструктивные модели семейного воспитания ребенка создают предпосылки для возникновения отклонений в его психическом развитии, которые оказывают значительные влияния на интеллектуальное и личностное развитие ребенка.
Для успешного сопровождения в воспитании и развитии личности ребенка, воспитателю необходимо уметь дифференцировать типы психологического реагирования родителей в процессе взаимодействия, обеспечивать возможность реализации индивидуального подхода в работе с семьей и в процессе сопровождения семьи.
Практическая деятельность доказала эффективность использования в совместной деятельности с детьми и их родителями таких технологий как сказкотерапия, игротерапия, арттерапия, акватерапия, куклотерапия, легоконструирование, игровой стрейчинг, кукольный театр, а так же участие в творческих выставках, праздниках и конкурсах.
Я провожу занятия, направленные на выявление и развитие творческих способностей родителей. Главной их целью является ознакомление родителей со способами изготовления поделок и стен-газет, которые в дальнейшем могут применяться в домашних условиях, в процессе взаимодействия с детьми.
Культурно-досуговые мероприятия провожу с целью формирования у детей эмоционально-положительных установок, снижения стрессовых состояний у родителей и расширения социального взаимодействия. Это традиционные мероприятия, посвященные Дню защиты детей, Дню матери, Дню семьи, Любви и Верности, празднованию Нового года, Дню Защитника Отечества, 8 Марта, Дню победы, праздники воды и другие. Организация праздников сопровождается выставками, конкурсами поделок и стен-газет.
Сопровождение семьи в нашей группу строится по формуле: обучение + воспитание + понимание настоящего + видение будущего. Этот комплексный подход позволяет снизить напряженность в семье и наладить контакт. Социальная значимость работы заключается в организации комплекса мер, направленных на развитие потенциала детей дошкольного возраста, их интеграцию в среду сверстников и социальную поддержку членов их семей.
В процессе деятельности в творческих мероприятиях, у семей формируются позитивные установки на активное участие в социальной, образовательной, воспитательной и трудовой деятельности группы.
На протяжении многих лет, тематические конкурсы и выставки являются одним из важных направлений в моей работе по налаживанию сотрудничества с семьёй, так как обладают огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. Ведь если с дошкольного возраста распахнуть окно в мир прекрасного, учить полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир тоньше, радужнее, многостороннее, тогда ребенок будет более восприимчив к красоте и обогащен духовно. В итоге, это помогает направлять поступки и поведение детей на добрые дела, развивать любознательность и познавательный интерес.
В результате последовательной и целенаправленной совместной деятельности в данном направлении, многие семьи группы «Лесная полянка» активно принимают участие во всех тематических конкурсах и выставках на уровне ДОУ, муниципальных и международных интернет конкурсах. Занимая призовые места, и родители, и дети получают огромное удовольствие и радость от проделанной работы. Дипломы и грамоты победители складывают в портфолио «Мои достижения». Исходя из опыта работы, могу сделать вывод, что участие в конкурсах и выставках придает детям уверенность в себе, активизирует творческий потенциал, вырабатывает ответственность, как у дошкольников, так и у родителей, помогает раскрыть семейные таланты и открыть дверь новым увлечениям.
Не смотря на то, что тематика выставок отличается, можно выделить общие цели и задачи в работе с семьей.
Цели:
- нахождение общих семейных интересов и занятий, укрепление внутрисемейных связей, поддержка и развитие традиций семейного творчества, развитие творческой активности в семье;
- повышение культурного уровня, знакомство детей с различными видами художественного и декоративно-прикладного направления в искусстве, приобщение к творческому и познавательному досугу.
Задачи:
- развитие у детей интереса к выставке, как источнику получения познавательной информации и эмоционально-эстетического впечатления;
- создание условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства и сопровождения;
- выявление, сопровождение и поддержка талантливых семей;
- создание условий для творческой самореализации детей и их родителей (законных представителей);
- привлечение внимания общественности, средств массовой информации к пропаганде духовно-нравственных ценностей семьи, распространению положительного семейного опыта;
- сплочение семьи, посредством коллективного семейного творчества;
- утверждение семейных ценностей и традиций;
- укрепление и развитие института семьи, повышение статуса отцовства и материнства;
- сохранение и развитие преемственности семейно-творческих отношений;
- повышение роли семейного творчества в эстетическом и нравственном воспитании подрастающего поколения.
Влияние семьи очень значимо для ребенка, ведь именно в семье формируется та социальная роль, которую будет демонстрировать ребенок, ставший взрослым. Поэтому важно организовывать комплексную работу с семьёй, направленную на сопровождение, проведение занятий, консультирование, психологическую поддержку родителей, информирование и помощь в решении интересующих вопросов.
Список использованной литературы
1. Будникова, Е. С. Педагогическая помощь учителя-дефектолога родителям детей с ограниченными возможностями здоровья: метод. рекомендации / Е. С. Будникова, Е. В. Резникова, М. Б. Хабибулина. — Челябинск: ПИРС, 2010. - 86 с.
2. Васильева, В. С. Методологические подходы к развитию коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования / В. С. Васильева // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 3. - С. 30.
3. Васильева, В. С. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования / В. С. Васильева, В. Н. Рязанова - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 173 с.
4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М. : 1991. – 180 с.
5. Дверь в мир (сайт для инвалидов). — [Электронный ресурс] URL : https://doorinworld.ru.
6. Дьяченко, О. М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей / О. М. Дьяченко //Дошкольное воспитание. – 1993. - № 8.- С. 18-24.
7. Пиаже, Ж. Развитие мышления в детском возрасте / Ж. Пиаже. М. : Педагогика-Пресс, 1994. – 164 с.
8. Поддьяков, Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников / Н. Н. Поддъяков // Вопросы психологии. - 1985. - № 2. – С. 36-41.
9. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н. С. Лейтеса. – М., 2000. – 203 с.