Надежда Данилова
Содержание инновационных форм взаимодействия с семьей в группах раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают вовлечение родителей в активное участие в педагогическом процессе детского сада. Расскажу на примере нашей группы. Группа только сформировалась, 2 группа раннего возраста для детей от 1 до двух лет. И как у всех, у нас возникла проблема по взаимодействию с родителями наших воспитанников. Педагогическая пассивность родителей, непонимание ими своей воспитательной функции, не желание поддерживать единые с детским садомтребования к ребенку, а также большая занятость, экономическое неблагополучие взрослых могут быть причиной безучастия и незаинтересованности жизнью детей в ДОУ.
Публикация «Содержание инновационных форм взаимодействия с семьей в группах раннего возраста» размещена в разделах
Итак, можно сделать вывод, что родителей нужно привлекать к сотрудничеству, а для этого нужно их заинтересовывать. Мы разработали план взаимодействия ДОУ с семьёй, включающий традиционные и инновационные формы работы с родителями, определили цели и задачи:
На первом этапе работы главными целями стали:
установление доверительных и партнёрских отношений с родителями;
развитие компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка).
Задачи:
1. Приобщать родителей к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в группе ДОУ.
2. Создать условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества.
3. Изучать отношения родителей к различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дома и в ДОУ.
Хотелось сделать работу с родителями интересной, чтобы они не скучали, слушая сухие доклады, а были союзниками, активными участниками мероприятия, поэтому мы серьезно подошли к отбору форм работы с родителями. Наряду с традиционными формами работ ы : консультациями, беседами, родительскими собраниями, анкетированием и др. ; использовали и нетрадиционные: родительскиесобрания в форме круглого стола, с использованием ИКТ, экспресс-опрос, мастер класс, конкурсы и т. д.
В начале учебного года мы проводили родительское собрание. «Адаптация в ДОУ». Нашей задачей было познакомить родителей с такими понятиями как «адаптация», «адаптационный период».
На собрании использовались:
• упражнение «Знакомство» с элементами тренинга
• короткая теоретическая часть на тему «Адаптация» и «Адаптационный период»
• упражнение «Салфетка» с элементами тренинга;
• вручение памяток.
В конце собрания, подвели родителей к мысли о том, что детям нужно время для того, чтобы привыкнуть друг к другу, воспитателям - кновым условиям; что дети это индивидуальность, все они разные, и не нужно их сравнивать с друг другом.
В ноябре месяце было проведено родительское собрание, которое называлось «В детский сад без слёз», до проведения родительского собрание было успешно реализована проектная деятельность «Я хочу в ясли».
На этом собрании, использовалась презентация с использованием фото детей группы в разные режимные моменты и итоги реализации проектной деятельности «Я хочу в ясли».
Цель проекта: создание благоприятной социальной адаптации ребёнка и их родителей в условиях детского сада.
Проект - долгосрочный, 3 месяца, август, сентябрь, октябрь. По ходу проекта проводилось анкетирование, опросы, устные консультации, размещалась наглядная информация, папки- передвижки, беседы и памятки для родителей. В итоге, наработанный материал позволил провести в ноябре месяце родительское собрание в форме круглого стола «Итоги адаптации детей к ДОУ».
Задача: подвести итоги адаптации, познакомить с программой развития и воспитания детей. Использовалась нетрадиционные формы : - тренинговоеупражнение «Разноцветные круги»
- презентация «Вот мы и в саду», где были использованы фото с яркими фрагментами детей из жизни детей нашей группы. Чем занимаются и т. д. (бытовые процессы, культурно-гигиенические навыки, игры детей, проводимые занятия с детьми).
В нашей группе в течение года, проводились совместные организованные занятия с психологом, родители с удовольствием посещали эти занятия.
В апреле для родителей провела родительское собраниев форме мастера- класса на тему «Игра в жизни ребёнка».
Т. к. игра является ведущим видом деятельности дошкольников, то уже с раннего возраста следует уделять этому большое внимание, потому что с помощью игры ребенок учиться и запоминает все значительно быстрее, а так же развивается умение играть и самостоятельнозанять себя игрой. Кроме этого, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики, которую тоже лучше организовывать в игровой форме.
Цель мастер-класса: показать родителям приёмы и способыразвития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью использования нестандартного игрового оборудования, расширение представлений родителей о возможностях его использования для игр с детьми дома.
Задачи:
1. Раскрыть актуальность темы.
2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
3. Поделиться с родителями своими разработками по этой теме.
4. Развивать творческий потенциал родителей, повысить их педагогическую грамотность
К этому мероприятию была оформлена стенгазета «Монтессори дома для детей 1,5 – 2 года», котораязаняла второе место на детсадовском конкурсе «Самая оригинальная стенгазета». В ней мырассказали родителям о том, в какие игры можно играть с детьми дома и чем его можно занять, используя подручные средства. Не обязательно, что - то покупать в магазине. - На собрании предложили необычное задание: вспомнить родителям семейные вечера и самостоятельно дать им оценку. - Был проведен опрос на тему «Игра». Выяснилось, что родителям легче купить игрушку, чем сделать её самим; вечерами родители редко уделяют внимание своим детям и совершенно не умеют с ними играть. - опять использовала презентацию «Развиваем ребёнка от 1,5 – 2 лет, ничего ли вы не забыли?», которую родители смотрят всегда с интересом; - видеофрагменты: «Игра в жизни ребёнка» (фильм из жизни детей нашей группы в детском саду).Одним из пунктов решения собрания – был: провести конкурспо изготовлению дидактической игры своими руками для нашей группы.
Каков результат по использованию инновационных форм взаимодействия с семьей в нашей группе?
Изменилось отношение родителей к проводимым мероприятиям. Привлечь родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой, теперь обстановка иная.
- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, (а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что проводимая работа родителям интересна.
- В связи с этим повысилась посещаемость родителей на совместных групповых мероприятиях.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников, ради которых и ведётся эта работа. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, с желанием включаются в образовательный процесс, проявляют инициативу в совместных с родителями занятиях и играх, ребенок чувствует себя ближе по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к педагогам ДОУ, положительная оценка их деятельности.