Галина Кобзева
Семейная гостиная как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса, и к уровню качества образовательных услуг.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка.
Публикация «Семейная гостиная как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей» размещена в разделах
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г., который отвечает новым социальным запросам, и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями, с целью создания единого образовательного пространства "семья - детский сад" для их равноправного и заинтересованного партнерства.
Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями (законными представителями) и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Кроме того, понизился авторитет детских учреждений, так как появилось множество организаций дополнительного образования, где, как считают родители, готовят к школе и занимаются лучше, чем в детском саду. Большая занятость и экономическое неблагополучие взрослых также является причиной безучастия и незаинтересованности в жизни детей.
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду? Как сделать родителей (законных представителей) активными участниками воспитательного процесса?
В настоящее время практикой дошкольных образовательных учреждений накоплено многообразие нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Большинство педагогических коллективов четко осознают приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям.
Наш детский сад не является исключением. Коллектив ДОУ постоянно проводит планомерную целенаправленную работу с родителями (законными представителями) воспитанников, в которой решаются следующие задачи:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. И таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров.
Проанализировав методическую литературу, опыт коллег разных ДОО по взаимодействию дошкольного учреждения с семьей, было решено организовать в ДОУ клуб для родителей (законных представителей) «Семейная гостиная». Именно здесь происходит общение в неформальной обстановке на интересующиеся темы. Клуб объединяет разные формы взаимодействия детского сада и семьи. Тематика работы клуба планируется на учебный год, конечно, учитываются запросы родителей (анкеты, беседы). И главное, это диалог в ходе которого, все участники приходят к разрешению заявленных проблем. Опытом своим делятся не только педагоги, но и родители.
Основными направлениями деятельности клуба являются оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.
При организации заседаний используются разные формы : круглый стол, тренинги, беседы, практикумы, видеоматериалы по организации жизни детей в ДОУ и семье. За чашкой чая родители получают квалифицированную помощь специалистов дошкольного учреждения: заведующего ДОУ, педагогов, музыкального руководителя, ст. медсестры. Мероприятия планируются с учетом интересов и запросов родителей, по результатам анкетирования.
Темы заседаний «Семейной гостиной» :
1. «Добро пожаловать в детский сад» (обсуждение вопросов адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения);
2. «Закаляйся, если хочешь быть здоров» (знакомство с методами закаливания, опыт оздоровления ребенка в семье);
3. «Играем пальчиками, развиваем речь» (развитие мелкой моторики через разные виды деятельности);
4. «Ребенок за столом» (все о правильном и здоровом питании ребенка раннего возраста) и др.
На сегодняшний день взаимодействие дошкольного учреждения с семьей требует инновационного подхода. Поэтому в работе клуба используется проектная деятельность:
1. Проект «Мой выходной день» : результат - презентация семейных проектов;
2. Проект «Мой родной поселок» - создание фотогазеты;
3. Проект «Мы счастливы, потому что мы вместе» - презентация семейных проектов и создание фотогазеты и др.
Обязательно проводим практические занятия:
1. «Мы любим играть» - семинар – практикум, на котором родителей обучали играть с малышами в сюжетно – ролевые и дидактические игры;
2. «На улице – не в комнате, вы все об этом помните!» - семинар – практикум, на котором был представлен материал по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на улицах.
За период функционирования «Семейной гостиной» самым сложным для нас оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию : были проблемы с посещением, их низкой активностью. Причины самые разные: нехватка времени, ощущение несостоятельности, неуверенности, непонимание важности вопроса - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками.
Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствует заинтересованности родителей к посещению гостиной.
На заседаниях «Семейной гостиной» педагоги много рассказывают родителям о различных опытах семейного воспитания и привлекают к этому родителей. На аудиторию родителей большее влияние оказывает то, что о положительном опыте жизни и воспитания детей в семье рассказывает не педагог, а другие родители. К указаниям и требованиям воспитателя они могут отнестись скептически, с некоторым недоверием. Их больше убеждает, когда об этом же рассказывают сами родители, реализовавшие в своей семье определенное направление в воспитании и развитии своего ребенка, испытавшие их целесообразность и добившиеся положительных результатов. Родители легче делятся своими успехами, трудностями, сомнениями, маленькими секретами и изюминками семейного воспитания друг с другом, вместе ищут выход из проблемных ситуаций. Выступления родителей с живым интересом просматриваются и выслушиваются на собраниях, вызывают обсуждения, будят мысли и способствуют обмену опытом семейного воспитания.
Поэтому мы, педагоги, должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Критериями эффективности работы клуба, на наш взгляд, являются:
• высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,
• использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,
• положительная оценка родителями (законными представителями) деятельности клуба;
• предложения о дальнейшем сотрудничестве.
Современные формы работы с семьями воспитанников, в соответствии с новой философией взаимодействия ДОУ и семьи, имеют неоспоримые и многочисленные преимущества, это:
• открытость дошкольного образовательного учреждения;
• положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на взаимодействие по воспитанию детей;
• активное участие родителей (законных представителей) в образовательном процессе ДОУ;
• повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) воспитанников.
А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие! Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты, позиция родителей становится более гибкой. Своей работой педагоги ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Теперь они не только зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка.
Литература:
1. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158429
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
4. Бражицкая, А. А. Формы взаимодействия ДОУ с родителями [Текст] : / А. А. Бражицкая, Е. В. Корнеева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. - СПб. : Заневская площадь, 2014. - С. 28-31.
5. Березина В. А, Виноградова Л. И. Волжина О. И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания : Программы родительского всеобуча. С. -Пб. : Каро, 2005.
6. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом [Текст] : пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2005. – 80 с.
7. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития [Текст] : методическое руководство для работников ДОУ / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224 с.
8. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями. - М. ;Просвещение,2015.-126с.
9. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст] : пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. – М. : АРКТИ, 2004.