Светлана Алехина
Организация взаимодействия с семьей по укреплению и сохранению здоровья и физического развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Главной задачей государственной политики и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения. От здоровья зависит многое, если не сказать – Всё!
Всем хорошо известна печальная статистика состояния здоровья детей в стране. Данные свидетельствуют : в детский сад приходят дети с плохим здоровьем уже в раннем возрасте. И к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости детей.
Публикация «Организация взаимодействия с семьей по укреплению и сохранению здоровья и физического развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов.
От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей.
В силу сложившихся экономических причин, занятостью на работе, современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, поэтому организация досуга становится делом образовательного учреждения, чтобы заинтересовать родителей проблемой формирования культуры здоровья в сознании подрастающего поколения.
Дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, с которым ежедневно вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. Поэтому образовательные учреждения имеют возможность оказывать непосредственное влияние на семьи воспитанников
В работе с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей поставили следующие задачи:
1. Познакомить родителей с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
2. Повышать компетентность родителей в вопросах здоровьесбережения дошкольников.
3. Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.
4. Формировать понимание необходимости заботиться о здоровье детей, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
Сотрудничество с родителями начали с изучения семей. Изучение запросов родителей, их ожидания и требования путем анкетирования, бесед, предоставили родителям информацию о дошкольном учреждении.
Анкетирование помогло овладеть информацией об особенностях каждой семьи. Изучение семей показало, что наши родители – это в основном молодые люди, имеющие в семье по одному ребенку. Большинство из них не владеют знаниями из области педагогики и психологии, а те,у кого есть некоторые представления о воспитании детей, не имеют достаточного опыта, чтобы правильно применить их.
Провели диагностику состояния здоровья детей. Зафиксировали результаты в дневниках индивидуального развития.
В период адаптации ежедневно наблюдали за психоэмоционольным состоянием каждого ребенка, фиксировали результаты в листах адаптации, познакомили родителей с ходом адаптации.
На декабрь месяц планируем родительское собрание на тему : «Здоровьесберегающие технологии с детьми раннего возраста».
Цель:
1. Дать родителям рекомендации по соблюдению правил здорового образа жизни.
2. Создать благоприятные условия для совместной работы ДОУ и семьи по внедрению здоровьесберегающих технологий.
Поставили перед собой следующие задачи:
1. Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей.
2. Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.
3. Формирование двигательной культуры и обеспечение нормального уровня физической подготовленности.
4. Формирование элементарных навыков личной гигиены.
Эффективная форма взаимодействия с родителями – это беседа
.Она является наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в группе. Регулярно сообщаем родителям даже о незначительных достижениях ребенка, обращая внимание на его достоинства. Беседы проводим как индивидуальные, так и подгрупповые во время ежедневного контакта в утренние и вечерние часы. И в том и в другом случае четко определяем цель: что хотим выяснить, чем хотим помочь.
Применяем такую распространенную форму работы как дни открытых дверей, особенно эффективна она в период адаптации. Родители знакомятся с особенностями воспитательно-образовательной работы, участвуют в утренней гимнастике, физкультурном занятии, наблюдают за организацией питания, сна,закаливающих процедур и других режимных моментов.
Не смотря на трудности в организации совместных мероприятий с родителями в группе раннего возраста, мы все же стараемся вовлекать родителей в педагогический процесс: приглашаем поучаствовать в праздниках, совместных играх, занятиях, досугах.
С целью систематического ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания широко используем наглядную информацию. У нас в группе раннего возраста имеются такие информационные рублики как: «Давайте познакомимся», «Будь здоров, малыш!», «Советы специалистов». В них содержится информация, касающаяся вопросов физического и психологического здоровья малышей. Вся информация для родителей периодически обновляется.
Формы работы с родителями могут быть самыми разными, в зависимости от возможностей, желания, изобретательности и опыта сотрудников ДУ и родителей.
Можно порекомендовать следующие формы сотрудничества с семьей :
• Посещение семьи. Может многое дать в плане изучения семьи, установление контакта с ребенком и его родителями, выяснение условий домашнего воспитания.
• Передача опыта семейного воспитания через различные интервью, выставки, конференции, на которых родители будут обмениваться опытом между собой.
• Комплектование педагогической библиотеки по организации физического воспитания в семье Возможны разные формы этой работы: традиционные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, заседание дискуссионного клуба, информация на групповом стенде, выставки новой литературы.
• Выпуск газеты – где освещаются актуальные вопросы оздоровления ребенка.
• Изготовление вместе с родителями нестандартного спортивного оборудования. Это может быть выставка-презентация.
• Выпуск газеты «На здоровье».
• Папки с рекомендациями узких специалистов.
Подводя итог всему выше сказанному, какими бы разнообразными не были формы работы с родителями,они приносят пользу только тогда, когда проводятся не от случая к случаю, а планомерно и целенаправленно, когда обе стороны, осуществляющие взаимодействие, заинтересованы в нем. Сотрудничество с родителями будет более эффективным,если сотрудники детского сада будут заранее планировать его.
Итак, в основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Я считаю, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей. Стараемся убедить родителей, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышение двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими. Развитие навыков здорового образа жизни ребенка происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования, в условиях здоровье сберегающего сопровождения.
Следует убедить родителей, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышение двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастит здоровый, любящий спорт человек.