татьяна назырова
Использование нетрадиционных форм работы с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети как губка всасывают все мысли, манеры и запахи окружения и со временем создаётся очередной живой запрограммированный механизм, обреченный быть счастливым или несчастным только в рамках своей программы».
Ишхан Геворгян
Все мы знаем, что ранний возраст – это уникальный возраст, но мы часто забываем об этом. Мы уделяем много внимания вопросу чему учить детей старше 3 лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70%-80%. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие? «Этот период имеет решающее значение для всей будущей жизни ребенка. Именно этот период – период ненасытного любопытства – и формирует интеллект человека» (Г. Доман).
Публикация «Использование нетрадиционных форм работы с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Традиционно в работе с детьми групп раннего возраста больше внимания уделяется присмотру и уходу. Но учитывая психические особенности раннего возраста, учитывая то, что дети в этом возрасте жаждут познания и буквально все схватывают на лету, учитывая то, что все фундаментальное закладывается именно в этом возраст, нами был разработан комплекс методик для успешного развития детей раннего возраста. «В истории человечества нет более любознательных исследователей, чем дети в возрасте от 18 месяцев до 4 лет». (Г. Доман)
Учитывая то, что малышам всегда хочется все потрогать пощупать, пересыпать, рассыпать, перелить и исходя из желаний и потребностей ребенка мы решили внедрить некоторые формы работы с детьми раннего возраста, что в сочетании с основной программой имеет положительную динамику в развитии детей. Это подтверждается в сравнении с детьми других групп детей этого возраста и с вновь пришедшими детьми.
Мы используем следующие методики :
• Артикуляционная гимнастика
• Игры с фасолью
• Колбочки с разноцветной жидкостью
• Бусы
• Игры со шнурками
• Элементы музыкальной терапии и танцевальной терапии
• Прослушивание аудио сказок с использованием пантомимики
• Использование шарика и колец су -джок
• Сенсорная стена «Домики»
Артикуляционная гимнастика по сути своей не является нетрадиционной методикой, но мало кто использует ее с детьми раннего возраста. Выполнение артикуляционных тренировочных упражнений ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что является профилактикой речевых нарушений. Так как артикуляционный аппарат у детей этого возраста мы не требуем от детей четкого выполнения всех артикул упражнений, не пользуемся зеркалами. Главное, что бы дети почувствовали органы артикуляционного аппарата. Дети раннего возраста с удовольствием выполняют артикуляционные упражнения и получают от этого большое удовольствие
Фасолевые ванны – в пластиковые контейнеры различных объемов мы засыпали фасоль, бросили туда мелкие игрушки от «киндер-сюрприза» (не разборные) и размешали. Со временем, дети сами придумали игры с фасолью. Кто-то стал засыпать фасоль в кукольную посуду, тогда мы внесли пластиковые баночки различных объемов, когда дети стали использовать ложечки из кукольной посуды, мы добавили в манипулятивный уголок совочки, ложки и лопатки. Ребенок запускает руки фасоль и вытаскивает игрушки. Пересыпает ее в различные емкости, с помощью других предметов. Это наших детей очень увлекает. Даже когда кто-то просыпает фасоль, это тоже имеет свой положительный эффект - все дети бегут помогать другу и собирая фасоль развиваю мелкую моторику. Эффекты от этих игр значителен это и массаж, и развитие координации пальцев. Игры с фасолью не имеют границ, их можно придумывать бесконечно! Вот небольшой перечень игр с фасолью:
• «Золушка» (отбери белую фасоль от красной фасоли, выбери только мелкую фасоль и т. д.)
• «Найди игрушку», «Спрячь игрушку» (можно попросить ребенка отвернуться и спрятать игрушку, затем попросить найти ее в фасолевой ванночке)
• «Насыть полную баночку» (используя ложку, совочек или просто ладошками)
• «Накорми цыпленка» (попросить переложить фасоль в тарелочку для какой либо игрушки)
Так же мы предлагаем колбочки с разноцветной жидкостью, в которую добавлено капельки растительного масла. В пластиковые колбочки добавляем пищевые красители и подсолнечное масло (очень красиво и завораживающе получается с перламутровыми красителями). Детям нравиться наблюдать за перетеканием жидкости в колбах, за шариками масла. В процессе игр с колбами развивается наблюдательность, формируются предпосылки к экспериментальной деятельности. Помогает различать и называть цвета. Используем мы их в самостоятельной деятельности. Если потрясти колбочку, то капельки масла станет много и мельче. Один ребенок в колбочке с голубой перламутровой краской увидел ветер. Многие интересуются, где мы взяли такие пластиковые колбочки? Отвечаем: нам помогли родители – это заготовки для бутылок ПЭТ.
Бусы. Развитие моторики кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание «бус» на шнурок, так же нельзя назвать нетрадиционным методом. Но мы предлагаем детям этого возраста самостоятельно выбрать контейнер с теми или иными бусами, и предлагаем выполнить задание по образцу (что часто не практикуется с детьми раннего возраста, либо придумать свои красивые бусы. Дети любят носить свои бусы в течение дня или вечером одеваютих своим мамам, очень часто дети уходят домой со своими готовыми бусами, дома создают совместно с родителями другие бусы и одевают их уже утром воспитателю или другу. Этот момент очень важен в период адаптации, создает мотивацию у ребенка. Таким образом, мы развиваем не только мелкую моторику, но и глазомер, усидчивость, закрепляем цветовосприятие, развиваем предпосылки логического мышления и закрепляем положительные эмоции.
• «Собери бусы по образцу»
• «Собери только зеленые»
• «Собери только белые»
• «Собери красивые бусы для куклы кати»
Шнурки – именно шнурки, а не шнуровка. Дети раннего возраста любят оперировать теми предметами, с которыми у них больше шансов на успех. Играя со шнуровкой не у каждого ребенка, получается просунуть шнурок в дырочку. У стенда со шнурками преимущество в том, что дети сами выбирают вид деятельности (завязывают и развязывают узелки, переплетают их между собой, снимают и пытаются снова прицепить на место).
Прослушивание аудиосказок с использование пантомимики. Детям раннего возраста сложно прослушивать сказки без наглядного сопровождения. Благодаря этой методике мы развиваем эмоциональную сферу, снятие мышечного напряжения средствами мимики и пантомимики. Развивает фантазию и воображение. Сначала мы слушаем сказку, и дети за педагогом копируют его мимику и движения. В дальнейшем мы распределяем роли, и дети изображают героя мимикой и жестами. Для детей эта очень интересная форма, очень часто просят включить любимые сказки, иногда самостоятельно распределяют роли или исполняют одного героя подгруппами.
Известно всем, что использование массажера су-джок актуально в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями, оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым способствуя развитию речи. Су джок — это одна из ветвей рефлексотерапии и акупунктуры. Учение Су Джок утверждает: любая часть нашего тела имеет своего «представителя» на кисти руки или на стопе. Таким образом, используя в пальчиковой гимнастике этот массажный мячик, мы активируем не только речевые зоны мозга, но и работу множества других органов. Мы катаем шарик сидя, между ладонями и по верхней поверхности бедра ладошкой, по под песенку Е. Железновой «Катится колючий ежик». За тем «показываем ёжика» ладошкой с оттопыренными пальцами. Большой палец-это носик ёжика, пальчики – колючки. Под другую песенку про ёжика «Маленький ёжик» Москвина В. Е. одеваем колечки на каждый пальчик и прокатываем его по «пальчику –колючке».
Сенсорная стена «Домики» - это удивительное место, где можно все потрогать, покрутить, отомкнуть, замкнуть «поселить» в окошки разных персонажей, прилепить или сорвать цветы на лужайке. Это многофункциональная стена, которой можно пользоваться на протяжении всего дня и во время НОД. Мы своими силами создали этот уголок детского счастья, уголок, отвечающий всем требованиям области «познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
Каждая форма работы имеет свое место в режиме дня: во время утреннего приема мы предлагаем детям на выбор игры с фасолью, игры со шнурками, игры с бусами. Сейчас дети уже сами по приходу в группу, идут в манипулятивный уголок и выбирают самостоятельно контейнер либо с фасолью, либо с бусами, либо с мелкими игрушками. Часто дети объединяют содержимое контейнеров и придумывают свои игры, но после игры раскладывают все в свои коробочки.
Так же у нас каждое утро проходит утренний сбор – традиционно после завтрака. В которое входят следующие методики:
• Утреннее приветствие (обнимашки, веселые песенки и стихи – это позволяет создать благоприятный психологический настрой на весь день)
• Артикуляционная гимнастика
• Пальчиковая гимнастика (одно новое стихотворение в неделю, на следующей неделе, вводим другое новое и закрепляем предыдущее, для родителей в приемной помещаем эти пальчиковые гимнастики в рамочки для закрепления дома)
• Массаж су-ждок под музыку
Используем домики на занятии и в свободной деятельности – стена меняет свой облик в соответствии теме недели и по сезонам. Занятия проводятся с использованием стены : речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное и даже художественно-эстетическое. Стимулирует детей, помогает наилучшему усвоению материала.
В совместной деятельности используем такие методики : прослушивание аудиосказок с использованием мимики и пантомимики, элементы танцетерапии (танцуем при любом удобном случае, с любое свободное время. Дети сами выбирают музыку. Педагог только переключает песенки на проигрывателе до тех пор, пока дети не закричат «да!». И обязательно танцует вместе с детьми.)
Ранний возраст – возраст больших возможностей, не упустите эту возможность, используйте интересные формы и методы работы с детьми. И кто знает может именно вы сейчас воспитываете того самого незаурядного шалунишку, на которого в будущем будет равняться весь мир.
Список используемой литературы :
1. Педагогика раннего возраста : Учеб. пособие для студ. сред. пед. Заведений / Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба, Е. В. Зворыгина и др. ; Под ред. Г. Г. Григорьвой, Н. П. Кочетовой, Д. В. Сергеевой. – М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 336 с.
2. Доман Г. и Д. Дошкольное обучение ребенка / Пер. с англ. – М. : Аквариум, 1995. – 400 с.
3. Ибука Масару «После трех уже поздно», Издательский дом «Руслит», 1991г.