Олеся Морозова
Деловая игра «Индивидуализация образовательного процесса через внедрение инновационных форм работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов по теме «Индивидуализация образовательного процесса».
2. Стимулировать творческую инициативу педагогов.
3. Воспитывать интерес к педагогическому поиску.
4. Совершенствовать у педагогов пед. рефлексию.
СЛАЙД
Воспитывает всё : люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги.
Макаренко А. С.
5. Интеллектуальная разминка «Собери фразу»
Публикация «Деловая игра „Индивидуализация образовательного процесса через внедрение инновационных форм работы с родителями“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Педагогам предлагается вытянуть из мешочка мозаику. Педагоги делятся на 6 групп по цвету мозаики. Затем каждая из групп получает конверт с буквами:
1. Дорога в
2. Тысячу
3. Миль
4. Начинается
5. С первого
6. Шага
Педагоги собирают из них слово или словосочетание. После этого, группы собираются вместе и составляют одну фразу: «Дорога в тысячу миль начинается с первого шага».
СЛАЙД
«Дорога в тысячу миль начинается с первого шага».
Предлагаю объединиться в подгруппы по следующему принципу: 1 группа: участники с первыми 3 словами, вторая со следующими 3.
Ход
Новая система дошкольного образования ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
СЛАЙД
Правовая основа участия родителей
в образовательном процессе
Родители обучающихся являются полноправными участниками образовательного процесса.
Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (далее – СК РФ, Федеральный государственный образовательный стандарт №1155 (раздел I, п. 1.4., пп. 5; раздел I, п. 1.6., пп. 9; раздел I, п. 1.7., пп. 6).
Следуя принципу индивидуализации образовательной деятельности в ДОО, необходимо рассматривать процесс взаимодействия всех участников в плоскости «ребенок-воспитатель-семья», и, именно через грамотное построение сотрудничества с родителями необходимо узнать об особенностях, склонностях и интересах ребенка.
Для чего?
Это позволяет составить индивидуальный маршрут развития ребенка, выявить социальный запрос семьи.
Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
СЛАЙД
Важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образования – это инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых нетрадиционных форм взаимодействия с родителями, способствующих повышению их педагогической компетентности, позволяющих осуществлять личностно-ориентированный подход к дошкольникам.
Осознанное включение родителей в совместный образовательный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Согласны? Когда мы «на одной волне…».
Так как в реальности родители не включаются в образовательный процесс, это побуждает нас к поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, к созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.
РЕШЕНИЕ: Нам необходимо освоить новые нетрадиционные формы взаимодействия.
Традиционные формы работы с родителями : наглядная информация, стенды, родительские собрания. Ведущая роль в них принадлежит педагогу, а родителям отводится роль пассивных слушателей. Они не участники пед. процесса, на смену стендам пришли лепбуки, а родительским собраниям? Давайте вспомним.
6. Нетрадиционные формы работы можно разделить на 4 группы:
СЛАЙД
Нетрадиционные формы работы с родителями
Информационно-аналитические
Наглядно-информационные
Досуговые формы работы
Познавательные
Соотнесите группы с формами работы с родителями.
Группы
Формы работы
Информационно-аналитические
Цель: Сбор, обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его развития.
Родительское интервью
Предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов. При помощи интервью можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности и ошибки. Отвечая на вопросы педагога, родители начинают задумываться о проблемах воспитания. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучении ребёнка они хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а логопед эти вопросы берёт на вооружение при планировании работы с родителями.
Родительский телефон доверия
Способствует выстраиванию доверительных отношений с педагогом, позволяет получить короткую
консультацию в домашних условиях.
Патронаж семей воспитанников воспитателем (по необходимости).
Дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.
Наглядно-информационные
Цель: Знакомство с условиями, содержанием, методами и приемами развития и воспитания детей.
Досуговые формы работы
Цель: Установление эмоционально теплых отношений между родителями и детьми, между родителями и специалистами, атмосферы доверия и сотрудничества.
Информационный родительский уголок или Выпуск газет
Отражает тему занятий.
Рубрика “Домашнее задание” даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например, артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи детей, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными играми для детей, способствующих развитию речи, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".
Организация выставок
Например, "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).
Дни открытых дверей группы
Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. Вначале родители могут быть пассивными наблюдателями, записывать игры, упражнения, видеть пробелы в знаниях своих детей, учиться методам и приёмам работы. А позже возможно привлекать родителей к проведению занятий. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.
Прайс-листы
Они сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.
Мини-библиотека.
Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в образовательном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала, включающий в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.
Видеотека.
Часть занятия, формирующая определённый навык, а также некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. У родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома или получить данное видео по электронной почте (по предварительной договорённости).
Интернет-страничка для родителей.
Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации, разработка домашних заданий, чат, создание электронной библиотеки, которая предлагает 2 раздела: художественная детская литература. Данные материалы могут размещаться на сайте учреждения, личном сайте группы, страничке в соц-сетях. Можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото- и видеоматериалами.
Совместные досуги и развлечения для детей и родителей
Познавательные
Цель: Ознакомление с особенностями детей, спецификой нарушения, формирование у родителей практических навыков.
Лекотека.
Индивидуальная, подгрупповая работа специалиста с детьми проводится в присутствии родителей с непосредственным их участием. Используются ресурсы традиционных, настольно-печатных дидактических игр, а также развивающие компьютерные игры и интерактивный комплекс «Smart Board» в широком его применении.
Создание родительского клуба.
В рамках клуба проводятся: обучающие семинары-практикумы, родительские консультации.
Предлагаемые знания должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.
3. Мозговой штурм слово «Нетрадиционные формы работы с родителями». Дополните таблицу формами работы.
ФОРМЫ РАБОТЫ :
1. Письменные формы :
- анкета «Будем знакомы»;
- анкета «История моей семьи»;
- опросник;
- родительское сочинение;
- «Неоконченные предложения» и другие.
2. Устные формы :
- интервью;
- беседа;
- синквейн это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
3. Дистанционно-анонимные:
- переписка по электронной почте;
- форум;
- «Почтовый ящик» и другие.
4. Наблюдения:
- ребенка в разных видах деятельности
-семьи в ситуациях совместной деятельности (общение, образовательная, спортивная, досуговая, трудовая, игровая деятельность).
5. С использованием ИКТ:
-Сайт образовательного учреждения;
-Вебинар;
-Скайп;
-Блог;
-Социальная сеть;
-Трансляция (с использованием экранов, светодиодных табло);
-Электронная почта;
-Вайбер (viber);
-Whats App.
6. Результаты данной работы может быть представлена как:
-Диагностика траектории успешности
-Детское портфолио
-Детские проекты
-Родительско – детские проекты
открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей; педагогический совет с участием родителей; педагогические ситуации; педагогические беседы с родителями; тематические консультации; собрание, круглый стол с родителями; конференции с родителями; общие собрания родителей (активное собрание родителей может включать : элементы тренинга; мастер-классы; семинар-практикум; видеотренинг; видеопрезентацию; показ занятий на видеозаписи, Школа для родителей (Подобные школы должны содержать элементы школы родителей : когда семья выступает не только в качестве объекта учения, но и обучающего (других родителей) субъекта); тематические выставки; информационные бюллетени; тематические листовки; настольная тематическая информация; анкетирование; «Мои достижения. Звезда недели. Коллаж интересов» (родители оформляют информацию о ребенке, его достижениях, увлечениях и т. д.)
4. Обсудите в группах и обведите в синий круг те формы работы, которые вы уже используете, зеленым, которые сможете использовать, и красным, которые категорически отказываетесь или не имеете возможности использовать. Обоснуйте свое мнение.
5. Обсудите и ответьте на вопрос: Возможно ли использование одних и тех же форм работы с разными семьями воспитанников? От чего это зависит?
Предполагаемый ответ: В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка.
5
6. Обсудите в группах: Участие родителей в деятельности дошкольного учреждения посредством новых форм работы : плюсы и минусы. Свое мнение обоснуйте. Вторая компания должна мнение компании дополнить фразой: «Есть одно «Но…»!» либо «Не можем не добавить, что …».
Вывод: Таким образом, участие родителей в деятельности дошкольного учреждения имеет две стороны: воспитанники осознают, что родители принимают участие в организации их жизни в детском саду, в тоже время – у родителей появляется возможность больше узнать о своих детях, их достижениях и интересах.
Новые формы работы с родителями дают возможность каждому родителю быть активным участником организации жизни ребёнка в детском саду.
7. Вывод:
Для пропаганды педагогических знаний родителям могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия, в том числе использование информационных компьютерных технологий, обеспечивающих продуктивное общение. Необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса и высокие результаты в развития каждого ребёнка.
Как мы еще раз убедились, атмосфера творческой совместной деятельности предоставляет возможность родителям стать непосредственными участниками жизни группы и ДОУ.
Информационно-аналитические
Цель: Сбор, обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его развития.
Наглядно-информационные
Цель: Знакомство с условиями, содержанием, методами и приемами развития и воспитания детей.
Досуговые формы работы
Цель: Установление эмоционально теплых отношений между родителями и детьми, между родителями и специалистами, атмосферы доверия и сотрудничества.
Познавательные
Цель: Ознакомление с особенностями детей, спецификой нарушения, формирование у родителей практических навыков.
Родительское интервью
Предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов. При помощи интервью можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности и ошибки. Отвечая на вопросы педагога, родители начинают задумываться о проблемах воспитания. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучении ребёнка они хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а логопед эти вопросы берёт на вооружение при планировании работы с родителями.
Родительский телефон доверия
Способствует выстраиванию доверительных отношений с педагогом, позволяет получить короткую
консультацию в домашних условиях.
Патронаж семей воспитанников воспитателем (по необходимости).
Дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.
Информационный родительский уголок или Выпуск газет
Отражает тему занятий.
Рубрика “Домашнее задание” даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например, артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи детей, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными играми для детей, способствующих развитию речи, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".
Организация выставок
Например, "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).
Дни открытых дверей группы
Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. Вначале родители могут быть пассивными наблюдателями, записывать игры, упражнения, видеть пробелы в знаниях своих детей, учиться методам и приёмам работы. А позже возможно привлекать родителей к проведению занятий. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.
Прайс-листы
Они сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.
Мини-библиотека.
Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в образовательном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала, включающий в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.
Видеотека.
Часть занятия, формирующая определённый навык, а также некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. У родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома или получить данное видео по электронной почте (по предварительной договорённости).
Интернет-страничка для родителей.
Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации, разработка домашних заданий, чат, создание электронной библиотеки, которая предлагает 2 раздела: художественная детская литература. Данные материалы могут размещаться на сайте учреждения, личном сайте группы, страничке в соц-сетях. Можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото- и видеоматериалами.
Совместные досуги и развлечения для детей и родителей
Лекотека.
Индивидуальная, подгрупповая работа специалиста с детьми проводится в присутствии родителей с непосредственным их участием. Используются ресурсы традиционных, настольно-печатных дидактических игр, а также развивающие компьютерные игры и интерактивный комплекс «Smart Board» в широком его применении.
Создание родительского клуба.
В рамках клуба проводятся: обучающие семинары-практикумы, родительские консультации.
Предлагаемые знания должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.
Участие родителей в деятельности дошкольного учреждения посредством новых форм работы
«+»
«-»
Выслушайте мнение компании и добавьте свое мнение, начиная с фразы:
«Есть одно «Но…»!» или «Не можем не добавить, что …»