Трегубова Дарья
«Социокультурные истоки» в системе образования ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из актуальных задач отечественного образования. Современная социокультурная ситуация в России характеризуется как ситуация глобального духовно – нравственного кризиса. В Концепции государственной политики в области духовно – нравственного воспитания детей и защиты их нравственности в Российской Федерации подчеркивается, что «масштабы духовно – нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно – нравственной и физической деградации российского народа. Ситуация в сфере духовно- нравственного здоровья и культуры общества представляет серьезную угрозу национальной безопасности и будущему России».
Публикация «„Социокультурные истоки“ в системе образования ДОУ» размещена в разделах
Духовно- нравственное развитие личности осуществляется под влиянием многих факторов. В наше не простое время, время глобальных перемен, когда мир диктует свои правила, и мы следуем этим правилам, совсем забывая о духовности и нравственности. Как же быть, нам педагогам, чтобы возрождать и развивать духовно-нравственное развитие нашего подрастающего поколения?
Как говорил К. Д. Ушинский: «Небесные семена веры чудесным образом проникают в душу детей, вера врождена человеку. Это важно для педагога. Он должен дать пищу сердцу, уму и вере, чтобы не окорнать человека».
Немаловажную роль играют окружающая среда и, прежде всего, семья, где воспитывается ребенок, а также образовательное учреждение, которое он посещает. Важным фактором, влияющим на духовно- нравственное развитие ребенка, являются учебные программы, реализующиеся в образовательных учреждениях.
Одной из таких программ является программа духовно – нравственного воспитания «Социокультурные истоки», направленная на приобщение детей и их родителей к базовым духовно- нравственным и социокультурным ценностям России. Авторами программы являются И. А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, главный редактор Издательского дома «Истоки», и А. В. Камкин, профессор Волгоградского государственного педагогического университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук. В программе одной из важнейших задач являться задача соединения интеллектуального и духовно - нравственного начала в процессе обучения и воспитания дошкольников.
Программа существенно наполняет образовательные области «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» социокультурным и духовно- нравственным содержанием. Она позволяет сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются; подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; стимулирует мотивацию к совершенствованию формирующейся личности ребенка. Программа позволяет комплексно, системно, интегративно, опираясь на отечественные традиции, в тесном сотрудничестве с семьей решать задачи духовно- нравственного развития дошкольников.
Содержание программы составляют ценности культуры: русские народные сказки, былины, сказы, фрагменты произведений классической литературы, песенки, поговорки, пословицы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.
В течение месяца по тематическому плану согласно программе проводятся мероприятия, через разные виды детской деятельности, и в конце темы проводим итоговое мероприятие.
В нашей группе с детьми было проведено мероприятие, которое выпало на «День открытых дверей». По теме: «Верность родной земле».
Мероприятие «Богатыри земли русской»
Данное мероприятие проходило в виде интегративного занятия. Дети помогали богатырям собраться в поход, искали (картинки) доспехи, оружие, и закрепляли картинки на мольберте. Рассказывали о подвигах богатырей и кого они победили. А также, стихотворения о богатырях. Собирали из пазлов картину - былину, называя ее.
На занятии, мы с детьми закрепили ранее полученные знания и познакомили педагогов не только нашего учреждения, но и всего Анивского городского округа с данной программой.
В рамках «Социального партнерства», запланирована экскурсия в храм Преподобного Серафима Саровского. Также отец Димитрий (настоятель Анивского храма, приглашен для беседы с родителями.
Наше дошкольное учреждение работает по данной программе с сентября 2019 года. Это только самое начало нашего пути. Мы надеемся, что через определенное время мы увидим «плоды» нашей работы. Также мы считаем, что если программа «Социокультурные истоки» войдет в обязательную программу и будет реализовываться во всех дошкольных образовательных учреждениях Сахалинской области, тогда мы сможем увидеть поколение с «фундаментом» знаний о ценностях и духовно – нравственном поведении в обществе и в жизни.
Литература:
1. Истоковедение. Том 15.-М. : Издательский дом «Истоки», 2018.-160с.
2. Истоковедение. Том 11.-М. : Издательский дом «Истоки», 2017.-320с.
3. Истоковедение. Том 5 Издание 5-е, дополненное. -М. : Издательский дом «Истоки», 2018.-224с.
4. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. -М. : Издательский дом «Истоки», 2018.-216с.