Анастасия Гарнатка
«Великие богатыри». Проект для детей от 5 до 6 лет по реализации программы «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №15
«ЮГОРКА»
Проект
«ВЕЛИКИЕ БОГАТЫРИ»
Составила : Гарнатка А. А
МЕГИОН
2018
Аннотация проекта.
Сегодня, в соответствии с ФГОС, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно без формирования духовных и общечеловеческих ценностей, без восполнения недостатков духовно-нравственного и эмоционального воспитания, без формирования основ базовой культуры личности, без приобщения ребенка к культуре своего народа, без обращения к отеческому наследию, к истории своих предков.
Публикация «„Великие богатыри“, Проект для детей от 5 до 6 лет по реализации программы „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Познавая окружающий мир, ребенок, постепенно начинает задумываться над своими поступками, поступками других людей. Он понимает, что только честные люди, храбрые, сильные духом, способны совершить подвиг. Их называют героями. Образцом таких воинов земли Русской являются богатыри. Русский народ сохранил память о них в богатырских сказах – былинах. Богатыри совершали подвиги, защищая свою Родину, свой народ, близких людей. Защита своей страны – это правое дело и только верный своей земле, своему народу человек сможет стать настоящим защитником.
«Богатырская тема» понятна и интересна детям, так как, неся в себе определенный сказочный смысл, раскрывается перед детьми на понятном для них языке. Постепенный переход от сказки к «былинам», реалиям открывает дошкольникам огромный диапазон возможностей удовлетворить свой познавательный интерес, заставляет их с интересом, осознанно заглянуть в прошлое своей страны и сделать для себя много открытий.
Ребята становятся соучастниками тех давних событий, проживают, переживают жизнь былинных и реальных героев, приобщаются к истории родной страны, начинают осознавать себя её частичкой, у них закладываются основы патриотизма.
Паспорт проекта.
Тема проекта «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Тип проекта информационно-практико-ориентированный
Срок проекта :
долгосрочный
Участники проекта :
воспитатели группы, дети, родители, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель
Цель проекта Формирование у дошкольников
уважения и гордости к наследию русского народа, нравственно-патриотических чувств к Родине и её истории.
Задачи проекта 1. Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси.
2. Воспитывать у детей чувство гордости за русских богатырей, любовь к Отчизне.
3. Способствовать развитию желания узнавать историю жизни богатырей. Интереса и уважения к славной жизни наших предков
4. Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги, названия оружия русского воина.
5. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
6. Дать детям элементарные знания о былинах, как жанре народного творчества
Сроки реализации проекта октябрь-декабрь
Руководитель проекта воспитатели группы
Ожидаемые результаты проекта Дети имеют представление о былинах, как жанре народного творчества
Знают названия элементов костюма русского богатыря, названия оружия русского воина.
Умеют находить причинно-следственные связи, развивать мышление, речь.
Оформлена книга самостоятельно придуманых сказок о Богатырях.
Содержание работы
1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
• Вызвать у детей интерес к проекту.
• Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта.
• Сбор дидактического и методического материала.
• Подбор аудио и видео материалов.
• Создание предметно-развивающей среды.
• Разработка плана работы по реализации проекта.
• Привлечение родителей к проекту : оформление книг о богатырей, изготовление костюмов богатырей, участие в вечере развлечение «Богатырская наша сила».
2 ЭТАП ОСНОВНОЙ
1. Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий по данной теме.
2. Беседы: «Как жили люди на Руси», «Богатыри земли русской», «Россия и ее защитники», «Кто защищал нашу Русь в древние времена?», «Богатыри нашего времени», «Былины – кладезь народной мудрости».
3. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Меморина», «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Было, не было», «Славянская семья родство и занятия», «Собери богатыря в дорогу», «Герои русских былин», «Откуда хлеб пришел», «Что может пригодиться в бою богатырю».
4. Сюжетно – ролевые игры: «Три богатыря», «Богатыри охраняют русскую землю», «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Защитники земли русской»
5. Рисование: «Портрет богатыря», раскраски, «Змей Горыныч», «Богатырь на коне», «Бой богатыря со змеем».
6. Лепка: «Богатырский конь», «Богатырь».
7. Аппликация: «Щит богатыря», «Шлем богатыря», «Сторожевая башня».
8. Подвижные игры: «Пустое место», «Не попадись», «Меткий стрелок», «Перетяни канат», «Поймай хвост».
9. Чтение художественной литературы: Мифы русского народа, Е. А. Николаева «Чудо - богатыри земли Русской», «Илья Муромец и Соловей разбойник», сказки и былины о русских богатырях, Н. А. Гурьева «Моя родина – Россия», О. В. Колпакова «Славяне», энциклопедии, «Защитники Отечества» школа семи гномов, Г. Шторм «На поле Куликовом», словарь пословиц, поговорок и крылатых выражений.
Слушание музыки: «Богатырская наша сила» А. Н. Пахмутовой, М. Мусоргский «Картинки с выставки» — «Богатырские врата», пение «Наша Родина сильна», музыкальные отрывки из оперы Римского - Корсакова «Садко», музыкальные отрывки из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» (второе чудо)
10. Рассматривание картин: ««Богатыри» В. М. Васнецова, «Три богатыря» Васнецов, «Витязь на распутье» Васнецов, «Битва на Калиновом мосту» Васнецов, «Илья Муромец» Рерих, «Настасия Микулишна» Васильев (женщина богатырь)
3 этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Оформление выставки «Не перевелись богатыри на земле русской».
2. Изготовление афиши к вечеру развлечению «Богатырская наша сила».
3. Вечер развлечения «Богатырская наша сила».
4. Изготовление поделок, рисунков, коллажей на тему: «Богатыри Земли Русской».
5. Составление совместно с детьми и родителями сказку о богатырях.
6. Презентация проекта для детей и родителей.
Используемая литература:
1. Истоковедение. Том 11. – М. : Издательский дом «Истоки», 2015.
2. Верность родной земле. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе. Под общей редакцией И. А. Кузьмина. Издательский дом «Истоки», 2014.
3. Рекомендации и комментарии по применению программы «Социокультурные истоки» в соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. Издательский дом «Истоки», 2014
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. – М., 2013.
5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е издание – СПб: «Детство – Пресс», 2010.
Основные интернет-ресурсы:
1. https://www.wikipedia.ru/ - сетевая библиотека;
2. https://google.com/ - сетевой ресурс.
3.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D1%8F%D0%B7%D0%B8 – википедия о богатырях
4. https://wee14.narod.ru/Rus/Byliny.html - художественные тексты былин
5. https://nsportal.ru/polezhaeva-yuliya-aleksandrovna - личный сайт педагога Полежаева Ю. А.
6.https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/14147/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D 1%80%D0%B8 – энциклопедический словарь о богатырях
7.https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2014/03/02/stsenariy-fizkulturnogo-razvlecheniya-dlya-detey-starshego
8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2016/04/18/konspekt-zanyatiya-po-risovaniyu-bogatyri-zemli-russkoy
9. https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-bogatiri-zemli-russkoy-1062627.html