Светлана Семушина
Опыт работы по реализации программы «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад по теме: Опыт работы по реализации программы
«Социокультурные истоки».
Автор: воспитатель МБДОУ детский сад «Красная шапочка»
Семушина Светлана Валерьевна
Стратегической целью развития дошкольных образовательных учреждений на современном этапе является преобразование его в открытый социальный институт, для которого первостепенное значение будет иметь развитие духовной и социокультурной основы личности ребенка, воспитание гражданина России, раскрытие творческого потенциала подрастающего поколения ради социально-экономического, культурного и духовного процветания страны.
Публикация «Опыт работы по реализации программы „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
На решение этих задач направлена программа «Социокультурные истоки», которая представляет собой апробированную образовательно-воспитательную дидактическую систему.
Программа духовно-нравственного воспитания "Социоультурные истоки", направлена приобщение детей и их родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России.
Авторы программы являются : И. А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук и А. В. Камкин, профессор Волгоградского государственного педагогического университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук.
Основная задача программы в дошкольный период - формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Данная программа «Социокультурные истоки» разработана для четырех
возрастных групп:
• группа младшего возраста (3 – 4 года,
• группа среднего возраста (4 – 5 лет,
• группа старшего возраста (5 – 6 лет,
• группа старшего возраста (6– 7 лет).
Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования обусловил следующие этапы освоения курса. В каждом возрасте формируют свои понятия.
в младшей группе (3-4 года)
формирует понятия: Слово, Образ, Книга (работа строиться на основе русских-народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т. д.).
в средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней;
в старшей группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость);
в подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Успешность реализации любой программы, в том числе и программы «Социокультурные истоки» обеспечивает системная, методически грамотная, специально организованная педагогическая деятельность воспитателя с детьми, родителями и представителями ближайшего социума.
На воспитателя возложена основная миссия за целостное развитие ребёнка-дошкольника. Воспитатель призван профессией, быть у истоков детства, а, значит, быть ответственным за воспитание человека, гражданина и патриота. Именно поэтому не только на ребёнка, но и на развитие родителей воспитанников, педагога и коллектива в целом направлена работа по реализации программы «Социокультурные истоки».
Детский сад «Красная шапочка» тоже реализует программу «Социокультурные истоки.
Реализация программы в детском саду осуществляется через разные виды детской деятельности:
- Игры;
- Чтение;
- Изобразительную деятельность;
- Музыкальную деятельность;
-Театрализованную деятельность; -
- Эколого-познавательную деятельность;
-Трудовую деятельность;
-Конструктивную деятельность;
-Физкультурно-оздоровительную деятельность.
- Игры - занятия
В течение месяца по тематическому плану согласно программе проводятся мероприятия, через разные виды детской деятельности, и в конце каждой темы проводим итоговое мероприятие.
В нашей группе с детьми были проведены мероприятия:
По теме «Добрые дела»
Проводились беседы о добре, что такое «добро»? Кто такой добрый человек?», Что такое вежливые слова?
Игровое путешествие в заколдованную страну «Добрые дела», где дети, выполняя задания Бабы Яги, помогли расколдовать страну.
После того как ребята выполнили все задания Бабы Яги, страна «Добрые дела» была расколдована. Ребята сделали пирамиду «Добрых дел» из ладошек и подарили большое сердце доброты жителям страны, чтобы Баба Яга больше никогда не могла заколдовать страну.
По теме Доброе согласие
Первоначально всегда проводятся беседы, игры и др. т. е. через разные виды деятельности (поём пляшем, рисуем, сочиняем, играем и т. д.).
В беседе «Что такое согласие», рассуждали над выражением «Жить в мире и согласии». Проводились игры «Хорошо – плохо». Учили пословицы и поговорки о доброте и согласии.
Итоговым мероприятием стала театрализация сказки «Зимовье зверей», мораль которой так же о дружбе и согласии.
По теме мудрое слово
Так же начинали с бесед, с целью продолжать формировать у детей понимание того, что мудрые слова делают человека тактичнее, честнее, воспитание. Выясняли с детьми, что такое мудрость, какие слова мудрые, где можно встретить мудрые слова. Ребята говорили друг другу не только добрые слова, но и учились говорить мудрые слова, после которых хотелось совершить хороший поступок.
Следующим этапом поданной теме во время беседы использовали
Аудиозапись, ребята слушали мудрые наказы детям Великого русского князя Владимира Мономаха (слушали и почитали родителей…_.
Итогом данной темы: было в группе воспитателем совместно с детьми выставка «Умных (мудрых) книг».
Как ранее было сказано, что программа предполагает активное участие родителей, в том числе и итоговые мероприятия
У нас в группе с родителями воспитанников Мы провели следующие мероприятия:
По теме «Верность родной земле»,
Мероприятие «Богатыри земли русской» слайд
Мероприятие проходило в виде квест-игры. Игра позволила ребятам представить себя не только богатырями, но и спортсменами, путешественниками, сказочными героями.
Дети помогали богатырям русским искать все доспехи, оружие, где им нужно было выбрать дорогу с помощью горюч-камня, далее отгадывали загадки Бабы – Яги (за отгаданную загадку на каждого ребенка надевали богатырские доспехи, которые они сами делали в течение всей недели, встречались с Кощеем. Далее три богатыря (папы воспитанников) принесли сверток с испытания от Змея Горыныча.
Проходить испытания ребятам помогал сказочный персонаж Антошка (старший брат) .
После того как дети прошли все испытания богатыри на память вручили грамоты, выданные школой князя Владимира. Ведущую роль в данном мероприятии играли родители.
Следующее мероприятие по теме «Радость послушания» .
Игра-занятие «Что такое хорошо, а что такое плохо». Дети рассказали родителям, что такое послушание, какие послушания и непослушания встречаются в сказках и к чему это приводит.
Совместно с родителями выделили для себя правила поведения в группе, а так же был сделан коллаж под названием «Плоды послушания и непослушания»,
родители нарисовали деревья, а дети развешивали плоды. Плоды послушания имеют — красный цвет, а непослушания — зелёный.
По теме «Светлая Надежда»
Была проведена беседа, где Дети, размышляли над понятиями, таких категорий как «надежда», «вера», «согласие».
Прочитав «Предание о первой Рождественской елке», дети узнали, почему елочка является символом Рождества и Нового года. Узнали, как украшали елочку. Что единственным украшением на елке были звездочки др.
Итог мероприятия Мастер – класс для родителей и детей по изготовлению ангелочков для рождественской ёлки.
В рамках данной темы Участие в районном конкурсе «Рождественские звездочки», где дети, родители и педагоги заняли призовые места.
По теме «Добрые друзья»
Мероприятие «Дружба начинается с улыбки».
Игра – занятие, где говорили о дружбе, делали видеозапись для героев сказки «Белоснежка и семь гномов» как они дружно играют и не ссорятся.
Ребята совместно с воспитателями играли в различные игры, рассказывали пословицы о дружбе, но и родители тоже не остались в стороне, им было дано задание, нарисовать «Цветок добрых слов», который потом выносили на обсуждение.
Ценность всех проводимых мероприятий ещё и в том, что совместная деятельность родителей и детей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие у ребенка духовно-нравственные и социокультурные ценности.
В конце мая мы проводили последнее мероприятие «Мудрые люди» с участием старшего поколения (бабушки и дедушки) Мудрость рядом с нами.
Работая по данной программе, мы с полной уверенностью можем сказать о том, что программа «Социокультурные истоки» очень актуальна и необходима в наши дни. Так как каждая тема ориентирована на положительный жизненный опыт ребенка, его семьи и близких — так программа превращаются в уроки жизни, побуждая детей и взрослых к добрым делам и поступкам. Так развивается идея активного духовно-нравственного воспитания детей дошкольного воспитания.