Галина Васильевна Клепцова
Технология «сказкотерапия» в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Технология «Сказкотерапия», обеспечивающая развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей
1. Информация о группе детского сада, в которой работает участник Конкурса
Технология «Сказкотерапия» представлена на примере работы в старшей группе «Колокольчик» детского сада № 18 г. Зеленогорска.
Публикация «Технология „сказкотерапия“ в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Детский сад работает в соответствии с образовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с № 18, составленной в соответствии с ФГОС ДО, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155, с учетом ПОО ДО и образовательной программой «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой.
Количество детей в группе– 17 человек.
2. Краткое описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей
Технология Сказкотерапиязародилаь в группе «Колокольчик» на основе практики Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая считает что «Сказкотерапия – это форма общения и передачи опыта, органичная система воспитания новых поколений». Это, так называемое, лечение сказками, которое происходит путем передачи знаний о сокровенном и глубинном смысле, познании себя и окружающего мира. Даже взрослые люди, которые читают сказки своим детям, находят ответы на вопросы, давно их тревожащие. В сказках заложена система взаимоотношений, которая собиралась за немалое количество времени очень мудрыми людьми и передавалась из поколения в поколение. В сказках присутствует аромат тайны и возникает чувство защищенности. Сказка – это неиссякаемый источник народной мудрости, который сопровождает ребенка с самого его рождения и помогает ему в личностном становлении. Путем сказкотерапии можно активизировать внутренние ресурсы, личностный потенциал, развить эмпатию.
Выбор данной технологии был связан с тем, что именно она, на наш взгляд, понятна детям более всего. Самый знакомый способ для всех – это чтение русских народных сказок. Было замечено, что ребята настолько увлеклись сказками, что они стали рассказывать их игрушкам, проектировать события в игровом процессе с конструктором, петь песни дома. Мы попробовали начать тему недели с чтения сказки. Сказочные герои приходили к ребятам на все образовательные мероприятия. На развитие речи приходила Бабушка-рассказчица, на конструирование Робот, на математику, окружающий и природный мирЦаревны, на художественно-эстетическую деятельность Алёнушка. Детям очень нравились герои и они их очень ждали.
Процесс сказкотерапии плотно вошел в образовательный процесс путем подачи материала в игровой форме. Ребята с легкостью переносили это в свою дальнейшую игру. Мы разработали тематическое планирование образовательного процесса посредствам сказкотерапии с целью облегчения подачи образовательного материала по всем образовательным областям.
Сказка в начале неделе проходит красной линией по всему образовательному процессу во всех пяти областях, стимулируя у детей игровую активность.
В началедня, после Утреннего сборав зависимости от вида деятельности, приходит герой, тем самым стимулирует последующую активность детей. С ребятами обыгрывается сказка, у них происходит речевое развитие путем проговаривания текста сказочных героев. Показ ребятами героев сказки развивает у них художественно-эстетические навыки, коммуникацию. Далее мы применяем конструктор для построек. В данном процессе ребята работают в парах, что также повышает их социально-коммуникативные навыки общения и познавательную деятельность путем конструирования, проговаривания цвета и формы, счета геометрических фигур. В конце ребята обсуждают свои постройки.
На прогулке ребята продолжают играть своими образами сказочных героев. Именно в этот момент воспитатель при помощи игры решает задачу по отработке крупной моторики ребят. Некоторые воспитанники собирают «подарочки», которые ребята пересчитывают, упражняясь в счете.
В момент засыпания воспитатель придумывает или читает сказку. Как раз здесь происходит так называемое волшебство, когда дети расслабляются, слушают рассказ. С помощью героев сказки воспитатель затрагивает проблемные ситуации во время прогулки и во время рабочего дня, тем самым показывает на минусы и плюсы возникших ситуаций. В группе подготовлены костюмы сказочных зверей; костюмы врачей, полицейских, пожарных и других героев; маски; кукольный театр; режиссерские поля, куски ткани; зеркало. Здесь ребята продолжают играть в сказку, придумывают свои сценарии.
В конце недели ребята подводят итоги сидя в кругу на ковре, передавая свечу и высказывая своё отношение к прошедшим денькам. Это своеобразная кульминация сказочного процесса.
Мы заметили, что дети положительно реагируют на данную технологию. Они с нетерпением ждут героев. В эти дни дети как никогда активны во всех областях.