галина козынцева
Проект «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста, посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : практико-ориентированый.
Автор проекта : Козынцева Галина Александровна, воспитатель 2 младшей группы.
Масштаб: долгосрочный (октябрь 2015г – май 2016г).
Участники: Козынцева Галина Александровна (воспитатель, родители, дети 2 младшей группы.
Целевая группа: 25 детей.
Общие сведения о детях: возраст от 3 лет – до 4лет.
Мальчиков: 12 человек.
Девочек: 13 человек.
Обоснование:
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Готовность ребенка к будущему школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития не только резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для деятельности творческой. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и предавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки всех этих сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемые в период младшего дошкольного возраста.
Но без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может быть даже неверным.
Поэтому считаю, что сенсорное воспитание очень актуально и для детей второй младшей группы детского сада, с которыми я работаю. Исходя из возрастных особенностей психического развития детей, считаю, этот период благоприятным для решения этой задачи. Недаром профессор Н. М. Щелованов называл этот возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. У детей младшего возраста уровень развития восприятия достаточен, чтобы оно могло служить основой для дальнейшего сенсорного развития.
В решении актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают.
Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей второй младшей группы. Мне как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.
Цель проекта : Формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребёнку всесторонне воспринимать окружающий мир, через использование дидактических игр.
Задачи:
-формировать сенсорные представления о внешних формах предметов (форме, величине, цвете, умение замечать их форму, цвет, через дидактические игры;
- знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
- создать условия для развития цветоразличения, формовосприятия, умения воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
- учить детей использовать различные способы обследования предметов;
- учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
- воспитывать внимательность во время игры и умение общаться со своими сверстниками и с взрослыми
Стратегии реализации проекта :
Первый этап:
- изучение и подбор методической литературы;
- проведение мониторинга;
- подбор дидактических игр;
- составление календарного плана.
- создание развивающей среды и условий для успешного использования дидактических игр.
Второй этап:
- родительское собрание;
- папка – передвижка «Дидактические игры»;
- привлечение участников к реализации проекта.
Третий этап:
- повторное проведение мониторинга;
- подведение итогов;
- защита проекта на педсовете.
Необходимые условия для реализации проекта :
Материально-технические:
- большая светлая комната;
- лампы дневного освещения;
- столы и стулья соответствуют росту детей;
-картон, цветной картон, цветная бумага, клей, папки, скотч, клей, фотоаппарат.
-дидактические игры
Психологические:
В сентябре 2015 года и в мае 2016 года проведение мониторинга по сенсорному развитию.
Фотовыставка «Мы играем».
Позитивный настрой детей и родителей.
Методические:
Литература:
1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : «Просвещение», 1988;
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников под ред. Л. А. Венгер,1973г;
3. Выгодский Л. С. «Педагогическая психология» под ред. В. Давыдова,1999г
Интернет – ресурсы по теме проекта :
1. https://nsportal.ru/
2. https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskii-proekt-sensornoe-razvitie-detei-s-pomoschyu-didakticheskih-igr.html
Предполагаемый результат:
- В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.
- У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию; дети научились играть в дидактические игры.
- Была пополнена развивающая среда новыми дидактическими играми, апробированы эти дидактические игры.
Дальнейшее развитие проекта :
Рекомендовать коллегам заинтересованной этой проблемой.