Людмила Зотова
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста, создание оптимальных условий для сенсорного развития детей через различные виды деятельности.
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве, активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива, воспитать гуманное отношение к домашним животным.
Вступительный этап.
- Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а, потому что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему-то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома. И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры- путешествия в страну Сенсорику. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.
Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
- Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.
На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни.
- Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры? (ответы родителей)
- При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.
Игра «Определи на ощупь»
Оборудование: фрукты и овощи (лук, апельсин, яблоко, морковь, груша, волшебный мешочек
Воспитатель показывает детям овощи и фрукты, дает их потрогать и понюхать. Потом убирает их в мешочек, и предлагает на ощупь выбрать определенный предмет.
Появляется Матрешка (психолог). Ребята у меня рассыпались бусы, давайте вы поможете мне собрать бусинки на ниточку. Проводится игра «Собери бусы».
Воспитатель: У Матрешки есть кошка Мурка, она о ней заботится, поит молочком, укладывает ее спать. Ребята посмотрите на нашу кошечку? Какая она? У нее есть котята. Давайте с вами поиграем в интересную игру. Как только кошечка уснет, заиграет музыка и котятки тихонько начинают ходить рядом с кошечкой. Как только музыка заканчивается, все котятки возвращаются на свои места. Наши котятки еще маленькие и они очень любят играть. Воспитатель раздает мячики с пупырышками и ребята их начинают катать между ладошек. Котятки наши наигрались и идут отдыхать (складывают мячики в коробочку).
Уважаемые взрослые и дети! У вас дома есть домашние животные? Какие? Какая помощь им нужна от людей?
Беседа на тему: «Гуманное отношение к домашним животным».
В отличие от взрослого, для ребенка контакты с животными гораздо более важны, потому что их уровни восприятия мира сближены, поведение тех и других носит также черты сходства; кроме того, ребенок живо познает мир и для него представляют интерес даже такие просто устроенные существа, как насекомые и другие беспозвоночные.
Дети все воспринимают чрезвычайно эмоционально. Эти впечатления долго сохраняются в их памяти, оставляют хорошие воспоминания, добрые чувства. Все это способствует проявлению заботливого отношения к объектам живой природы.
Сегодня мы на родительском собрании поговорим об отношении детей к животным - это та область деятельности ребенка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание. Кроме прямой цели: воспитания доброго отношения к животным, уважения к их жизни, - при этом достигается и другая цель - формирование нравственного человека в целом. А самое главное – вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к животным. Милосердие, доброта, отзывчивость - это черты характера, которые являются базовой характеристикой личности, неотъемлемы от нее. Если человек научился сопереживать с другим существом - пусть это животное, он также сочувственно отнесется к чужой боли, если страдает человек.
Коллективное обсуждение вопросов
Скажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам:
- Любит ли ваш ребенок животных? В чем это проявляется?
- Как вы думаете. Почему одни дети любят, оберегают животных, а другие – нет?
- Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как происходят такие прогулки?
- Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать за животными. - - Учить стихи, о каком нибудь животном?
- Заготавливать корм для зимующих птиц. Кормить их.
- Что больше всего. По вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?
Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Для воспитания у детей правильного отношения к животным Вам родителям необходимо иметь определенное представление о них, о их роли в природном комплексе, значении для человека. Эти знания передаются детям в семье и служат основой для воспитания любви и бережного отношения к природе.
Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова хотя бы потому, что мал ростом. Навыки обращения с живыми существами нужны детям. Поскольку дошкольники любознательны, они сразу пытаются взять животное на руки, не понимая, что ему от этого может быть плохо. Тем не менее, это первые шаги их в общении с живым существом. И если ребенка начинаю ругать за неправильное обращение с ним, у него может возникнуть негативное отношение к животному. Желание потрогать, ощутить особенности животных, с которыми он вступает в контакт, приводит к расхождению слова и действия. Ребенок восторгается животным, отмечает, какое оно нежное, хорошее, а сам в это время с силой «обнимает» его. Неумение обращаться с живыми существами свойственно детям. Ребенку необходимо подсказать и показать способами обращений с живыми существами, сообщить о том, что не все формы обращения с животными допустимы. Например, надо сказать, что птичку нежелательно держать в руке, тем более зажимать в кулачке, лучше приучать её садиться на плечи. Хомячка можно посадить на ладошку.
В последние годы люди меньше заботятся о братьях наших меньших. Одна из причин, на мой взгляд – это отсутствие соответствующего воспитания. Люди становятся равнодушными и безжалостными, поэтому на государственном уровне был принят закон – защита животных от жестокого обращения.
Но как взрослый человек сможет бережно относиться к животному миру, если в детстве ему не пробуждали любовь к животным? Поэтому известные психологи мирового масштаба единогласно пришли к выводу – воспитывать гуманное отношение к животным необходимо еще с дошкольного возраста. Взрослые должны проявлять гуманное отношение к животным и воспитывать такое отношение к ним у детей. Если ребенок увидел какое – либо животное, надо обратить внимание малыша на окраску, особенности внешнего строения животного. Рассказать где оно обитает, чем питается, приложить максимум усилий для сохранения его жизни. Ребенка целесообразно убедить, что животное «хорошее», что его давить, бить нельзя (ему больно) .
Поэтому задача взрослых: родителей и педагогов – ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и бережно относиться к животным.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой и животными. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее результаты, поэтому начинать его необходимо уже с первых шагов ребенка по родной земле.
Стремления ребенка зарождаются при непосредственном контакте с животными, в частности, в небольшом домашнем уголке живой природы. В уголок подбираются животные, неопасные для здоровья человека и не требующие сложного ухода.
Еще одним действенным методом гуманного воспитания ребенка является чтение художественной литературы о животных, но важно, чтобы прочтенные книги были правильно проанализированы взрослыми и сопоставлены с необходимостью гуманного отношения к животным. Взрослый должен начать дискутировать на эту тему и рассказать ребенку как бы он поступил в ситуации, приведенной в рассказе. Таким образом, родитель на собственном примере доказывает свою любовь к животным,
подталкивая детей подражать взрослым, для которых защита животных – важная задача в жизни. Ребенок легче смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче поэтому сопереживать с другим существом. Известно, что дети более отзывчивы в отношении животных, более обостренно переживают то, что происходит с животными. Для детей жестокий поступок по отношению к животному воспринимается как тяжелая драма; жестокость родителей к животным иногда служила причиной отчуждения ребенка от родителей, неприязни к ним. Дети должны бережно относиться ко всему живому в дикой природе. В детском саду мы обязательно знакомим детей с разными видами животных, о их пользе и бережном отношении ко всему живому.
Ой, а кто это кудахчет? – говорит Матрешка.
- Это я курочка – хохлатка!
Что случилось с тобой курочка? Почему ты так расстроена?
Курочка: У меня вот-вот должны появиться цыплята, но яички выпали из лоточка, а на улице то еще не очень тепло.
Матрешка: Курочка не переживай, у нас очень заботливые ребята и взрослые. Скоро появятся твои цыплята, а мы их обогреем и накормим.
Игра «Собери яйца в лоточек».
Собрали яйца, накрыли теплым одеялом. И вылупились наши птенчики. Дети готовят свои пальчики, воспитатель на них одевает маленьких цыпляток. Играет музыка, дети идут за курочкой.
Вышла курочка гулять.
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышек ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка.
Выпили водицы-
Полное корытце.
А теперь настало время проводить нашу курочку к себе домой. Только давайте накормим ее на дорожку. Родители и дети берут шаблоны тарелочек и краски. Рисуют корм для курочки.
Курочка уходит, Матрешка тоже.
Подведение итогов собрания.
-Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии. (воспитатель бросает мяч родителям и задаёт вопросы)
Обратная связь:
-Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?
-Чему могут научить ребёнка сенсорные дидактические игры?
Воспитатель: Я считаю, что цель собрания достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические сенсорные игры, задача которых – помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т. д.
Рефлексия
Просим оценить нашу встречу. На доске висит солнышко, если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите к нему лучик, а если нет то прикрепите тучку. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.