Елена Лукина
Семейные сочинялки как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Скажите, а вы любите сказки? На кого из героев хотели быть похожими?
Рассматривая актуальность проблемы развития связной речи старшего дошкольника можно выделить противоречия, пагубно влияющие на его речевую функцию:
1. Глобальное снижение уровня речевой культуры в Обществе
2. Повышенный поток информации в разных аспектах (СМИ, общение
соц. сетях)
3. Существенное сужение объема «живого», грамотного общения взрослых и детей
4. Многообразные виды речевых примеров в семье и в ДОО
Публикация «Семейные сочинялки как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
5. Малая осведомленность родителей в вопросах речевого развития детей.
Вот поэтому на современном этапе необходимо обновление и качественное улучшение системы речевого развития дошкольника. Это реально при слиянии 2 путей:
1. поиск современных моделей обучения;
2. возрождение лучших образцов народной педагогики.
А одним из эффективных средств развития связной речи детей является РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА. Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в логопедической работе с детьми с речевым недоразвитием. Сегодня сказки стали не заслуженно забываться. А родители пассивны или не осведомлены в вопросах речевого развития детей.
В нашей подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР совместно с родителями мы реализовали проект «Формирование связной речи старшего дошкольника с ОНР в рамках проектной деятельности посредством русских народных сказок».
Сказка близка и интересна ребенку дошкольного возраста. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, черты характера героев ярко выражены, мотивы поступков понятны. Через восприятие сказочных произведений формируется психологическая защищенность ребенка, вера в позитивное разрешение проблем. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Образность языка сказки развивает речь, интересный сюжет сказок активизирует воображение и вызывает эмоции.
В ходе проекта были решены следующие задачи:
1. Развивать связную монологическую и диалогическую речь
2. Способствовать развитию умения самостоятельно строить речевое высказывание.
3. Повышать педагогическую компетентность родителей
4. Создать благоприятную развивающую предметно - пространственную среду.
5. А вот, решая задачу «Содействовать развитию творчества» мы использовали «Семейные сочинялки», в результате создав презентацию и книгу «Новые сказки сочиняем сами».
Логопедические занятия по развитию речи на основе сказки мы строили по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку. Самостоятельное сочинение сказок – самый сложный вид работы со сказкой, приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.
Вам представлен наш творческий опыт. Для развития связной речи старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи мы использовали разнообразные методы и формы работы со сказкой. Это коллективное творчество детей и педагогов группы «Сказочный переплёт» и «Красная Шапочка, Зайчик и Лиса». Индивидуально родителям и детям предлагались следующие задания: сочинить сказку по плану, дать знакомой сказке новое название, изменить начало, продолжение знакомой сказки, сочинить сказку о любимой игрушке и др. Родители вместе с детьми порадовали нас неожиданным сюжетом, который развернулся в сказке семьи Миши В. «Семеро козлят пришли к трем поросятам в гости». В совместном творчестве семей Полины Г. и Ксюши К. мы узнали продолжение сказок «Репка» и «Дюймовочка». О своей любимой игрушке рассказала Вика П. в сказке «Мой любимый Пушистик».
Вашему вниманию предлагаем 3 сказки-победительницы.
Сказка «Теремок на новый лад» в стихотворной форме создана семьёй Сони Г. Действие сказки развернулось в Африке.
«Теремок»
Стоит в Африке терем теремок он не низок не высок
Мимо питон проползал – теремок увидал
Подумал – буду я здесь жить и мышей ловить
И заполз в теремок
Мимо шимпанзе пробегал – теремок увидал
Буду я здесь жить и бананы носить
Мимо павлин проходил
Буду я здесь жить – хвост распускать
Как веером махать и прохладу создавать
Мимо антилопа скакала – терем увидала
Буду я с вами жить и зарядку проводить
Мимо зебра бежала – теремок увидала
Буду с вами жить суп варить, посуду мыть
Стали они жить поживать
Мимо носорог топал - терем увидал
«Пустите жить»- сказал
А звери отвечают: «Места нет».
А упрямый носорог к терему подходил
В дверь заходил, терем развалил
Звери разбежались.
Семьёй Вани С. представлена сказка «Ледяной сон», где главными героями были Дед Мороз и Снегурочка.
«Ледяной сон»
Жили-были Дед Мороз и Снегурочка.
Как-то раз поехал Дед Мороз на новогодний базар за новыми санями к Новому году, а Снегурочке наказал ждать его дома.
Надоело Снегурочке дома сидеть, и вышла она в зимний сад погулять. Тут, откуда ни возьмись, появилас птичка-ледянка. Птичка эта была невелика, клюв ее был изо льда, перышки покрыты инеем. Но много зверят и птичек она усыпила ледяным заклятием в лесу.
Подлетела она к Снегурочке и заколдовала ее заклятием ледяного сна. Снегурочка сразу уснула.
А Дед Мороз купил новые сани и вернулся домой. Увидел он в зимнем саду, что Снегурочка заколдована.
Он тотчас поспешил ей на помощь в своих новых быстролётных санях. Позвал Дед Мороз на помощь птичек-синичек, зайцев-побегайцев, белку-летягу и глухаря-пеструху.
Нашли они в сказочном лесу птичку-ледянку, поймали её и посадили в клетку. Ударил Дед Мороз посохом по земле, и потеряла птичка-ледянка свою силу ледяную.
Снегурочка в тот же миг проснулась и обняла дедушку.
Развеялись чары, проснулись все заколдованные птички и зверята. И поспешили Дед Мороз со Снегурочкой в путь: поздравлять всех ребят с новым годом, дарить им новогодние подарки. Поехали, конечно же, на новых санях.
А птичку-ледянку отпустили – нет больше её ледяной силы, не будет она больше никого усыплять.
Семья Алины К. сочинила Новое начало сказки «Волшебник изумрудного города».
Волшебник изумрудного города.
Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли. Её отец - фермер Джон, целый день работал в поле, а мать Анна хлопотала по хозяйству.
Жили они в небольшом фургоне, снятом с колес и поставленном на землю.
Когда Элли становилось скучно, она звала веселого пёсика Тотошку.
Однажды Элли с Тотошкой пошли погулять на красивую лесную поляну. Придя туда, они увидели большой волшебный космический корабль. Этот корабль был очень красив и сверкал разноцветными огнями. Элли с пёсиком стало очень любопытно, что там находиться внутри, и они поднялись на борт корабля, хотя им было немного страшно.
Когда они зашли на космический корабль, за ними сразу же закрылись двери и корабль взмыл небо.
Они быстро неслись сквозь время и пространство.
Так Элли с песиком Тотошкой оказались в волшебной стране из желтого кирпича. Элли стала искать способ отправиться домой, и они вместе с Тотошкой пошли по дороге из желтого кирпич в Изумрудный город. Они знакомятся со Страшилой, Железным дровосеком и Трусливым львом. Друзей ждет много увлекательных приключений. В конце девочка возвращается домой при помощи волшебных башмачков колдуньи.
Наш проект дал положительные результаты, потому что
сказка вызывает у детей эмоциональный отклик,
развивает воображение, мышление, речь, дает образцы русского литературного языка. В атмосфере сказки дети раскрепощаются.
Кроме того, мы повысили их педагогическую компетентность родителей.
Оформление родителями и детьми высказываний в форме сказочного текста способствовало творческому речевому развитию детей и ёще больше сблизило всех членов семьи.
Таким образом, за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал, «Семейные сочинялки» стали надёжным средством развития связной речи старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи, что повысило эффективность логопедической работы.