Валентина
Педагогический проект «Саамы. Мал народ, да велик»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ЗАТО г. Североморск «Детский сад №12»
Проект
«Саамы. Мал народ, да велик» (средняя, старшая группа).
Актуальность проекта
Проблема приобщения детей к народной культуре приобрела на современном этапе особую актуальность. Сегодня активизируется движение в защиту национальных культур в процессе возрождения многих обычаев и обрядов, традиций коренных народов крайнего Севера. Создаются различные условия для ознакомления с ними разных категорий населения, среди которых особое место занимают дети. Данное направление меня заинтересовало тем, что как в таких суровых жизненных условиях люди могли создавать необыкновенные вещи, передовая в них всю красоту и необычность Северной природы Кольского края.
Публикация «Педагогический проект „Саамы, Мал народ, да велик“» размещена в разделах
- Народы севера
- Проекты. Проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Поэтому, я целенаправленно организовала данный проект, выбрав наиболее интересный и доступный для детей путь. А именно, непосредственное ознакомление с бытом, прикладным искусством, фольклором, играми, обычаями и традициями в том виде, в каком они сохранились сегодня или же бытовали некогда у малого Северного народа саами.
Цель проекта :
Ознакомление детей с особенностями жизни коренных жителей Кольского полуострова – саамов как неотъемлемой части духовной культуры России.
Задачи:
Образовательные:
• Дать представление о саамах, как о первых жителях Кольской земли, их основных видах деятельности, быте, языке, национальных символах;
• Совершенствовать знания детей о природе, о животном и растительном мире Заполярного Края;
• Формировать умение детей выполнять саамский узор в разных видах продуктивной деятельности.
Развивающие:
• Развивать психические процессы и творческие способности детей, внимание.
• Развивать навыки продуктивной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать осознанное отношение к культуре маленького, но сильного народа - саами.
• Воспитывать любовь к малой Родине, уважение к коренному населению Кольского полуострова.
Предполагаемые результаты реализации проекта :
1. Дети будут иметь представление об истории культуры и быта саамов.
2. Узнают особенности саамского костюма и языка.
3. Овладеют основами саамской аппликации, научатся делать зарисовки с образцов народного декоративно – прикладного искусства.
4. Будут созданы рукотворные книги о жизни и быте коренных жителей Кольского края.
5. Будет создан музей «Путешествие к саамам».
Участники проекта : воспитатели, родители, дети средней, старшей группы (4 - 6 лет).
Сроки реализации проекта : 2 года.
Проект : долгосрочный, групповой.
Проблема: дети не имеют представления о социокультурных ценностях народов Крайнего севера - саами.
Тип проекта : познавательно - развивающий
Основные этапы реализации проекта
I этап – Подготовительный.
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ мероприятий, входящих в проект «Саамы коренные жители Кольского полуострова»
II этап – Практический. 1. Реализация мероприятий проекта.
III этап - Обобщающий (заключительный). 1. Подведение итогов
Итоговые мероприятия
1. Развлечение; «Путешествие по тундре».
2. Музей «Путешествие к саамам».
3. Выставка детских работ: «Вот он какой - Северный край».
Для реализации данного проекта
- использовала художественно-развивающую среду в детском саду;
-изучила учебно - методическую литературу;
-подобрала материалы и оборудования, необходимые для работы с детьми: детская художественная литература, тематические картины, иллюстрации, дидактические пособия костюмы для детей, альбомы «Одежда Кольских саамов», «Быт саамов».
Формы и методы работы с детьми:
- создание проблемной ситуации;
- мини – музей;
- совместная проектная деятельность;
- совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок;
- конкурсы рисунков и поделок;
- конкурсы стихов;
- ручной труд;
- игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные);
- инсценировки, театрализации.
Формы работы с родителями:
- индивидуальные консультации, беседы;
- совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (конкурс творческих работ создание рисунков, аппликаций);
- совместное создание поделок к мини-музею;
- оформление информационного стенда: «Читайте детям сказки народов Крайнего Севера»;
- оформление информационных стендов «Воспитываем маленьких патриотов страны».
Результат проекта :
В результате данного проекта, дети пополнили свою копилку знаний о жизни удивительного народа – саамах, о его ремеслах, промысле, быте, традициях, одежде. Огромную роль в этом сыграла совместно организованная экскурсия в «Саамскую деревню» Ловозерского района, благодаря которой дети более глубоко стали проявлять интерес и уважение к национальной культуре, раскрыв для себя ее красоту, необычность и богатство. Проникнувшись многовековым опытом мужественного, сильного, трудолюбивого и творческого народа, дети группы кропотливо и с наибольшим интересом, создавали свои интереснейшие творческие работы, которые в дальнейшем восхищали всех на выставке работ: «Вот он какой – Северный край!». Не отставали и наши уважаемые родители, которые охотно наряду с ребятами познавая Северный край, постепенно создавали серию рукотворных книг «Саамская энциклопедия», что поспособствовало воспитанию потребности самовыражения через творческую деятельность совместно с детьми, повышению интереса к жизни, быту и художественному слову коренных жителей Крайнего севера. Таким образом, благодаря усилиям и дружной совместной работе родителей, детей создавших макеты, интереснейшие поделки на данную тематику в нашей группе был создан Мини музей «Путешествие к саамам».
Перспектива проекта :
продолжать знакомить с традициями, обычаями, культурой коренного населения; воспитывать у детей интерес к природе родного края.
Список используемой литературы:
1. Двинин Е. Край, в котором мы живем /Е. Двинин. -Мурманск, 1996. -
2. Декоративно - прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, 1985. Дранишников В.
3. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. - Мурманск, 1990.
4. Ушаков И. Ф. История родного края /И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев. - Мурманск, 1984. 10.