Ольга Завьялова
Педагогический проект «Мастерская добрых дел»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Мастерская добрых дел»
Тип проекта: долгосрочный социально-творческий детско-родительский
Автор и руководитель проекта: музыкальный руководитель Завьялова О. С.
Участники проекта:
тренер по ФК Арбузова Е. И.,
педагог-психолог Карпенко Е. А. ,
учитель-логопед Красильникова Н. П. ,
воспитатели: Емельянова С. В., Смирнова Л. Н., Силиневич Л. Л., Чувякина Г. Л.
Актуальность проекта
Публикация «Педагогический проект „Мастерская добрых дел“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи. Основное условие и один из принципов Федерального государственного образовательного стандарта – сотрудничество образовательной организации с семьей, партнерское взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. В свете таких перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и ДОУ являются особенно актуальными.
Данный проект позволит родителям почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса, будет способствовать укреплению семьи, воспитанию добрых, искренних чувств к родным и окружающим людям. Важно, чтобы родителей и детей объединяла духовная общность и увлечённость. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, к окружающим людям, беречь природу. С помощью данного проекта, мы решили объединить детей, родителей, сотрудников ДОУ в одну большую и дружную семью.
Предмет проектной деятельности: формы взаимодействия ДОУ с семьёй.
Проблема
В результате анализа взаимоотношений педагогов и родителей ДОУ, посредством анкет и личных бесед, направленных на изучение взаимных мнений педагогов и родителей друг о друге, как равноправных партнерах по воспитанию и развитию детей, выявились существующие вопросы по взаимодействию с семьей: новые социальные запросы семей и недостаток новых технологий организации взаимодействия, потребность родителей в профессиональной помощи. Для решения этих вопросов возникла необходимость пересмотреть формы работы с родителями, что и определило цель нашего проекта, который ориентирован в конечном итоге на решение главных проблем: укрепление семьи, формирование единого пространства «Семья – Детский сад», в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка.
Цель проекта: поиск новых форм взаимодействия ДОУ с семьей и внедрение их в образовательный процесс в условиях ФГОС ДО.
Задачи
1. Создать информационную среду для родителей, в целях формирования единого понимания целей и задач нравственного воспитания дошкольников.
2. Привлечь родителей к участию в непосредственной совместной творческой деятельности с ребёнком, в целях развития инициативы, творческих способностей детей.
3. Способствовать формированию у детей знаний о грамотном поведении в природе.
Гипотеза: взаимодействие ДОУ с семьёй будет эффективнее
• если новые формы взаимодействия будут использоваться в комплексе с традиционными;
• если в работе будут преобладать формы, направленные на активное привлечение родителей к воспитанию своих детей.
Ожидаемые результаты проекта
Предполагается, что использование традиционных и новых форм взаимодействия с родителями будет способствовать:
у воспитанников:
1. положительной динамике в коммуникативной, эмоциональной, нравственной сфере;
2. формированию основы экологической культуры;
у родителей:
1. укреплению сотрудничества с ДОУ;
2. повышению уровня доверия родителей к образовательно - воспитательному
процессу в ДОУ;
3. активному участию родителей в познавательном, творческом развитии детей;
у педагогов:
1. профессиональному совершенствованию;
2. реализации творческого, интеллектуального и эмоционального потенциала;
3. установлению комфортных отношений с коллегами, родителями.
Условия реализации проекта:
1. Доступность материала для детей дошкольного возраста.
2. Интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
3. Максимальная включенность родителей в совместную деятельность с детьми.
4. Оказание практической помощи родителям, в целях успешного развития и обучения детей.
Срок реализации: сентябрь 2014 г. – июнь 2015 г.
Продукты проекта
Презентация проекта, оформление выставки детско - родительских работ, методические рекомендации для педагогов.
Социальные партнёры
1. Центр социальной поддержки населения
2. Фитнес - центр «Фламинго»
3. МБДОУ «Детский сад №53»
Проверка гипотезы
Проверка гипотезы осуществляется через использование комплекса традиционных и новых форм взаимодействия педагогов с родителями, способствующих формированию у родителей субъектной позиции в воспитательном процессе.
Средства проверки
1. Анкетирование родителей.
2. Мониторинг формирования субъектной позиции родителей в воспитательном процессе.
3. Предварительные и итоговые беседы с детьми.
4. Отзывы родителей и социальных партнеров.
Содержание деятельности по этапам проекта
1 этап Организационно-подготовительный (сентябрь 2014 г.)
Содержание этапа:
1. 1. Беседы с педагогами, родителями, детьми, с целью привлечения к участию в проекте.
1. 2. Анкетирование родителей (предложения по работе над проектом).
1. 3. Разработка и создание этапов проекта, на основе анализа анкетирования.
1. 4. Создание «Почты доверия» на группах.
1. 5. Привлечение социальных партнеров, составление перспективного плана взаимодействия.
2 этап Практический
(октябрь 2014 года – апрель 2015 года)
Содержание этапа:
2.1. Взаимодействие с детьми.
2. 2. Взаимодействие с родителями.
2.3. Совместная деятельность детей, родителей, социальных партнеров.
3 этап Обобщающий - заключительный
(май – июнь 2015 года)
Содержание этапа:
3.1. Выставка совместных работ детей и родителей.
3.2. Подготовка и проведение танцевального флешмоба «Делай добро!» совместно с детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами.
3.3. Анкетирование родителей и сравнительный анализ результатов анкетирования подготовительного и заключительного этапа проекта.
3.4. Просмотр презентации проекта и видеорядов.
3.5. Награждение родителей и детей – участников проекта.
3.6. Подготовка методических рекомендаций для педагогов.
Перспективный план проекта
1 этап
Сентябрь
1. Анкетирование (предложения по работе над проектом)
2. Беседы: «Что такое семья», «Вместе с папой, вместе с мамой», «Семья – Детский сад – единое пространство», «Конкурс семейной песни в ДОУ».
3. Рекомендации при подготовке к семейному фестивалю «Когда поёт семья».
4. Просмотр презентаций – игр: «Спешите делать добро!»
5. Создание почты доверия.
2 этап
Октябрь
1. Фестиваль семейной песни (ДОУ) «Когда поёт семья».
2. Природоохранная акция совместная деятельность: «Мастерим кормушки».
3. Спортивный праздник: «Сильным, ловким вырастай»
4. День добрых дел: «Подарки именинникам».
5. Экологический праздник «Осенняя карусель» на улице, совместно с ДОУ№53.
6. День открытых дверей.
7. Анкета - опросник к проведению Круглого стола
Ноябрь
1. Совместная деятельность – День добрых дел: «Помогаем и играем с малышами».
2. Круглый стол «Играем вместе с детьми».
3. Конкурс плакатов, рисунков «Вместе с мамой».
4. Семейный спортивный праздник: «Супер мама!»
5. Городской Фестиваль семейного творчества «Роднушечки»: Благотворительный концерт (Семья Чипиженко, семья Минаковых-Кудрявцевых);
Выставка изобразительного творчества Фестиваля «Роднушечки» (Семья Ворониных – картина «Снегири»;
Семья Нестерович – картина «На лугу»).
Декабрь
1. Природоохранная акция «Зимние постройки».
2. Совместная деятельность – Дни добрых дел:
Подарки к благотворительной акции «Мир без преград».
Подарки к благотворительной акции «Новогодний переполох».
Новогодние подарки для жителей города Северска.
3. Участие в городской благотворительной акции «Мир без преград»:
Игровая программа «Веселые клоуны» с участием детей, родителей, педагогов для ОГКУ РЦ для детей и подростков с ОВЗ ЗАТО Северск.
4. Участие в городской благотворительной акции «Новогодний переполох»:
Игровая программа «Новогоднее приключение» для детей - инвалидов городского общества «Радуга».
Сказочные герои поздравляют жителей города Северска с наступающим Новым годом (педагоги, родители, дети).
Январь
1. Совместная деятельность – Дни добрых дел: «Изготовление подарков детьми старшего дошкольного возраста для малышей».
2. Мастер класс для родителей «Пальчиковые игры».
3. День открытых дверей.
Февраль
1. Совместная деятельность – Дни добрых дел:
«Подарок для папы и дедушки».
Изготовление подарков для жителей города Северска к 23 февраля.
2. Конкурс стихов «Наши воины – герои».
3. Семейный спортивный праздник с участием соц партнера фитнес-центра «Фламинго»: «Супер - папа!»
4. Совместная деятельность – Дни добрых дел:
Изготовление подарков для любимых мам и бабушек.
Изготовление подарков для жительниц Северска (к 8 Марта)
Март
1. Выставка совместных творческих работ детей и родителей (рисунки, плакаты, поделки) «Моя любимая мама, бабушка».
2. Совместная деятельность – Дни добрых дел:
Поздравление жительниц Северска с международным женским днем.
Мастер класс для детей от мамы, бабушки «Подарки для соседей - к юбилею ДОУ №53».
3. Песенный флешмоб «Споёмте, друзья!»
4. Беседа о подготовке презентаций к «Круглому столу».
5. Анкета – опросник к «Круглому столу».
6. Природоохранная акция – «Делаем скворечники».
Апрель
1. Круглый стол «Палитра идей для наших семей!»
2. Совместная деятельность – Дни добрых дел:
Праздничная программа «Солнечный юбилей ДОУ №53!»
Изготовление подарков для ветеранов ВОВ и жителей города.
3. Беседы с родителями о подготовке и проведении:
танцевального флешмоба «Делай добро!»;
семейного Фестиваля: «Наследники Победы!»
(плакаты, стихи, песни военных лет).
4. Природоохранная акция «Будет чисто во дворе!»
5. Подготовка к танцевальному флешмобу «Делай добро!» совместно с фитнес - центром «Фламинго» (репетиции).
6. Экологический праздник на улице совместно с ДОУ №53 «Земля - матушка именинница».
3 этап
Май
1. Подготовка к танцевальному флешмобу «Делай добро!» (репетиции) совместно с фитнес - центром «Фламинго».
2. Фестиваль семейного творчества «Наследники Победы!»: выставка плакатов «Война глазами наследников Победы», стихи, песни военных лет.
3. Участие в городских фестивалях, благотворительных акциях, концертах к 9 мая, ко Дню семьи.
Июнь
1. Проведение танцевального флешмоба «Делай добро!», совместно с детьми, родителями и педагогами.
2. Награждение родителей, детей, педагогов – участников проекта.
3. Выставка совместных работ детей и родителей.
4. Просмотр презентации и видеорядов.
5. Подготовка методических рекомендаций для педагогов ДОУ.
Результаты итогов проекта подтвердили выдвинутую гипотезу об эффективности взаимодействия ДОУ с семьёй: новые формы взаимодействия с родителями использовались в комплексе с традиционными, в работе преобладали формы, направленные на активное привлечение родителей к воспитанию своих детей.
В ходе реализации проекта, увеличилось количество родителей, активно участвующих в совместном с ДОУ образовательно - воспитательном процессе: в творческой деятельности с детьми, в благотворительных («Мир без преград!», «Новогодний переполох», Благотворительные концерты, природоохранных акциях («Мастерим кормушки», «Зимние постройки», «Делаем скворечники», «Будет чисто во дворе!», в спортивных, празднично - игровых мероприятиях, семейных фестивалях (муниципальный Фестиваль семейного творчества «Роднушечки», фестивали ДОУ «Когда поет семья», «Наследники Победы!», флешмобах. Появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.
В процессе создания информационной среды для родителей в целях формирования единого понимания целей и задач нравственного воспитания дошкольников были использованы следующие формы работы:
• Размещение информации на сайте МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56».
• Проведение индивидуальных консультаций и бесед специалистов с родителями.
• Создание на группах «Почты доверия».
• Организация Круглых столов с социальными партнерами.
• Создание видеотеки электронных презентаций.
• Стенгазеты, плакаты, брошюры.
• Выставки совместных творческих работ.
• Анкетирование и последующий сравнительный анализ результатов.
• Дни открытых дверей.
Выводы на основе анализа эффективности форм работы с родителями сделаны следующие:
• 30% родителей участвуют в планировании совместной деятельности;
• 50% семей принимают активное участие в организации совместной деятельности;
• 60% участвуют в оценке результатов;
• 60% родителей посещают круглые столы, собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности;
• по результатам диагностики в группах старшего дошкольного возраста на 25% увеличилось число родителей-лидеров, в средней группе на 20%, до 60% выросло количество родителей-исполнителей.
В процессе реализации проекта у воспитанников:
1. расширилось социальное окружение (в условиях совместных мероприятий с образовательными учреждениями города, что способствует развитию социально – коммуникативных навыков, самореализации личности ребёнка;
2. сформировались:
• социально-нравственные ценности (уважение, внимание, желание помогать близким и окружающим людям, делать и дарить подарки не только родственникам);
• основы экологической культуры (беречь, охранять и заботиться о природе).
Решению задачи формирования у детей знаний о грамотном поведении в природе, способствовали:
• Образовательная деятельность экологического направления.
• Просмотр видео презентаций экологической тематики.
• Создание комплекта электронных экологических игр.
• Экологические праздники, развлечения.
• Природоохранные акции.
• Дни добрых дел.
• Предварительные и итоговые беседы с детьми на предмет экологической
грамотности.
Педагогические наблюдения, предварительные и итоговые беседы с детьми
подтверждают положительную динамику в формировании знаний о грамотном поведении дошкольников в природе.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников, ради которых создан проект. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
Основные принципы при организации взаимодействия с родителями в процессе реализации проекта:
1. открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
2. сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
3. создание активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ.
В результате использования различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолог-педагогическая грамотность родителей, они стали больше проводить времени вместе с детьми, так как понимают простую истину: какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени, внимания и качества общения с детьми. Это подтверждается результатами анкетирования родителей об их участии в планировании, проведении и оценке совместных мероприятий педагогов, родителей и детей.
Перспективы развития проекта
Особенность данного проекта в том, что вместе мы не только познаем и осваиваем новое, но и активно трудимся и отдыхаем в одной команде «Педагоги – дети – родители», где родители - активные участники жизни детей в детском саду. Опираясь на такое взаимодействие, станет возможным объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей.
Анализ анкетирования, беседы с родителями помогли определить перспективы развития проекта – создание семейного клуба, новые интересные проекты, руководителями и инициаторами которых станут родители.
День добрых дел "Игровая программа с участием педагогов, воспитанников и родителей для детей Городского реабилитационного центра"
Вместе с родителями делаем подарки для детей с ОВЗ
День добрых дел "Поздравляем жителей Северска с Новым годом!"
Спортивный праздник "Супер-мама!"
День добрых дел "Поздравляем северчан с Днём Победы!"
Вместе делаем зимние постройки
Танцевальный флешмоб "Дари добро!"
День добрых дел "Поздравляем северчан с Днём защиты детей!"