Татьяна Блюмова
Макетирование как средство развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Макетирование как средство развития творческих способностей дошкольников
Подготовили:
Блюмова Т. А воспитатель 1 квалификационной категории,
Кашлач Е. В. воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ № 1 г Апатиты
2 слайд Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование.
Публикация «Макетирование как средство развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.
Макет – это фиксированная конструкция, он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не боится случайных потрясений, может сохранятся длительное время и в любой момент использоваться детьми для игр.
В настоящее время игра с макетами в ДОУ – одно из любимейших занятий дошкольников, объединяющих вокруг себя семью, ребенка и детский сад.
Л. С. Выготский отмечал, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значимой степени определяет результативность образовательной деятельности в детском саду.
3 слайд Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей.
Значимость макетирования :
способствует развитию речи детей;
- формирует математические представления;
благоприятно влияет на развитие детского творчества;
- создает благоприятные условия для сенсорного развития детей.
В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: Эмоциональная отзывчивость Любознательность Активность Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
4 слайд Достоинство (педагогическая ценность) макета
Макет допускает вариативное использование :
наполнения – дополнения макета;
вербальное развертывание сюжета.
макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками.
5 слайд Типы макетов : Макеты – модули :
представляют собой уменьшенные целостные объекты направляющие воображение ребенка, в основном, на события, происходящие «внутри этих объектов»
6 слайд Макет – карта :
изображает определенную территорию и направляет ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих «снаружи» вокруг оформляющих эту территорию объектов.
7 слайд Универсальный макет служит основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.
8 слайд Виды макетов : напольный настольный
9 слайд подиумный настенный
10 слайд Требования к макету :
1. Должен быть устойчив;
2. Легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений;
3. Служить длительное время;
4. Быть доступным для детей;
5. Эстетически оформлен
11 слайд При реализации работы по использованию макетов мы определили следующую цель:
развивать умения выполнять работы собственного творчества через полученные знания в макетировании.
12 слайд Задачи:
• Развитие устойчивого интереса к объектам и явлениям окружающего мира.
• Активизация творческих возможностей, творческого самовыражения;
• Развитие детской впечатлительности, фантазии, инициативы и творчества;
• Привлечение семьи к взаимодействию в вопросах организации игр с макетами
13 слайд Этапы работы:
Первый этап - предварительная работа: обогащение личного опыта детей
Второй этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом
Третий этап – презентация макета.
Четвертый этап – процесс развития и активизации игры с макетами
14 слайд
В старшей и подготовительной группе работа по использованию макетов стала носить тематическую направленность. На познавательных занятиях знакомили детей с данной тематикой, затем на занятиях по ручному труду и конструированию дети создавали поделки своими руками, оформляли их на макете и выносили в игровую деятельность. Так появились в группе макеты «Наш участок», «Зоопарк», «Правила дорожного движения». Знакомим детей с нашим краем - макет «Саамы», «Край наш северный»
Значительную роль играет и процесс изготовления макетов самими детьми.
Для реализации творческого потенциала, фантазии предлагали различный материал: природный, бросовый, упаковочный.
Благодаря этому обычное занятие превращалось в увлекательную деятельность. Хочется заметить, что без определенных навыков и умений дети недостаточно творчески реализуют свои задумки. Поэтому планируя занятия необходимо учитывать уровень развития их творческих способностей.
Творчество детей в ходе такой деятельности развивает художественный вкус, воображение, конструктивные способности, воспитывает усердие и старательность
Использование макетов в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками даёт возможность для "погружения" детей в прошлое родной страны или родного города, позволяет за считанные секунды переместиться в нужное место, совершить путешествие по улицам и площадям города, удовлетворяет познавательный интерес к окружающим объектам, а также восполняет отсутствие необходимого наглядного материала.
Знакомство с окружающим миром на примере макетирования объектов природы, природных зон, различных явлений природы, очень показательно, как создание специальных элементов предметной среды для развития у дошкольников познавательного интереса, любознательности и наблюдательности.
15 слайд Очень важным звеном в работе с макетами является игровая деятельность на макетах, такая как режиссерская и сюжетно – ролевая игра. В процессе таких игр у детей развивается умение фантазировать, сочинять, возникают разнообразные игровые замыслы. Игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия. В играх дети договариваются, стремятся к взаимопониманию.
16 слайд Макет обязательно должен обыгрываться и носить не только экспонатную значимость, но и использоваться, как специальная игровая среда для закрепления знаний из различных образовательных областей
17 слайд В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события, например, макеты «Зоопарк», «Парк динозавров», «Дом», «Наша улица», «Дорожное движение» и др
18 слайд Особенности планирования игр с макетами
Задачи:
1. На основании имеющегося макета с предметами (фигурки, маркеры пространства, предметы, помогающие производить действия) придумать сюжет и развить его одному или с партнёрами.
2. Для игры с макетом подбирать предметы-заместители, обогащая предметную среду игры.
3. Совместно с детьми создавать предметную среду макетов, обогащая сюжет.
4. Придумывать новые сюжеты, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.
19 слайд Игры с макетами учат общению, у детей развивается умение сочинять, фантазировать, комбинировать разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, умение прогнозировать ответное ролевое поведение, комментировать свои действия.
20 слайд Игры с макетами способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого участия, а также содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы.
повышается уровень любознательности и познавательного интереса
Существуют приёмы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала).
Следует отметить, что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он поднимает способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.
21 слайд Макеты — это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речи как для самых маленьких, так и для детей старшего возраста.
Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные.
Метод макетирования расширяет кругозор детей и формирует целостную картину мира