Папки-передвижки

Народные сказки как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Вероника Галкина
Народные сказки как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование народных сказок в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальная работа по использованию народных сказок в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста была организована на базе МБДОУ Детский сад «Аленушка» Приморского края с. Золотая Долина.

Публикация «Народные сказки как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирующий этап эксперимента проходил с ноября 2017 г. по октябрь 2017г. Данные констатирующего этапа эксперимента, наглядно показали, что у детей недостаточно сформированы уровни творческого развития. На основе данных констатирующего этапа, цель формирующего эксперимента проведение целенаправленной систематической работы по развитию творческих способностей детей экспериментальной группы, включающую народные сказки по развитию творческих способностей детей. Перед нами была поставлена задача: разработать и апробировать программу педагогического эксперимента по использованию народных сказок в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность.

Одновременно решались дополнительные задачи:

- создание определенных педагогических условий с учетом возрастных особенностей детей и в определенной системе;

- реализация перспективного плана по ознакомлению детей старшей группы с народными сказками.

- включение народных сказок в детскую деятельность;

- выявление эффективности народных сказок как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Мы начали свою работу с составления перспективного плана и подборки народных сказок, которые организуются и проводятся с учетом возрастных особенностей детей и в определенной системе, о чем говорится в гипотезе исследования.

Народные сказки использовались нами с опорой на следующие дидактические принципы: воспитывающего обучения; развивающего обучения; научности; наглядности; систематичности и последовательности; доступности; и принцип осознания процесса обучения [39, с. 129].

Суть принципа воспитывающего обучения заключается в том, что обучающая деятельность педагога преимущественно носит воспитывающий характер, обеспечивающий формирование у ребенка динамически развивающегося «образа мира», усвоение норм отношений и становление ценностных ориентации.

Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка (по JI.C. Выготскому, у ребенка две зоны развития - зона актуального и зона ближайшего развития).

Принцип научности состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. В дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий и облегчат ребенку изучение учебных дисциплин в школе. Знания могут с разной глубиной (в зависимости от возраста ребенка) отражать действительность, не теряя при этом своей научности.

Принцип наглядности Я. А. Коменский справедливо называл «золотым правилом» дидактики, ибо «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Современные исследования доказывают правильность данного утверждения. Оказывается, что основная информация усваивается человеком через два ведущих сенсорных канала - визуальный (т. е. зрительный, через который она воспринимается мгновенно, и аудиальный (слуховой, где восприятие информации происходит последовательно и занимает гораздо больше времени. Этот принцип соответствует основным формам мышления дошкольника (наглядно-действенное и наглядно-образное). Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности малыша. Сделать обучение наглядным - значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать обучение с жизнью.

Принцип систематичности и последовательности предусматривает, что усвоение учебного материала идет системно и в определенном порядке.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития и подготовленности детей.

Принцип осознания процесса обучения (по И. Я. Лернеру) предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался, что хочу знать и т. п. [39, с. 132].

Кроме того, при построении образовательного процесса по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием народных сказок, мы учитывали их возрастные и индивидуальные особенности. В частности то, что дети этого возраста стремятся к самостоятельности, учатся понимать чувства других и сопереживать им, любят соучаствовать в различных видах взрослой деятельности [24]. У детей этого возраста значительно увеличивается объем памяти: они уже способны запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого [24]. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, но все еще не совершенна [67, с. 89]. Но если ему что-то не интересно, то привлечь внимание будет крайне сложно, поэтому необходимо мотивировать или заинтересовывать. Речевые возрастные особенности детей 5–6 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками и взрослыми. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. Развивается связная речь [24].

При проведении с детьми старшей группы занятий с использованием народных сказок мы соблюдали требования основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса [67] и СанПиНа дошкольных образовательных учреждений [75].

В частности, то что «занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т. п.) для детей дошкольного возраста проводят : для детей 4-6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25мин [75]. А занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности : во вторник, среду и четверг. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в старших группах - не более 20 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня) [75]. Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период - 2-3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития» [67, с. 91].

Содержание и формы организованной образовательной деятельности для детей старшей группы разрабатывались с учетом доступности возрасту, дополнялись сюрпризными моментами, продуктивными видами детской деятельности.

Периодичность проведения занятий по ознакомлению детей с народными сказками в месяц : «В гостях у русской народной сказки», «Сказочный мир» – по одному разу в неделю; «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем», «Поляна сказок» 2 раза в месяц. Дополнительно, по разработанной программе ознакомления детей старшей группы с народными сказками, проводится «Творческая мастерская», «Путешествие по сказкам» форма проведения: КВН – чередуются через неделю.

При реализации программы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста мы разработали примерную сетку по использованию народных сказок. Занятия с использованием народных сказок проводятся во второй половине дня, в свободное от основных занятий время, примерно с 15.30. до 16.00. по дням недели, которые представлены в перспективном плане программы. Фрагмент перспективного плана с содержанием и задачами по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного посредством народных сказок в табл. 10.

Таблица 10 - Перспективный план по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием народных сказок (фрагмент) (Приложение 2).

Дни недели Занятия с использованием народных сказок Содержание Задачи по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

ОКТЯБРЬ (1 неделя)

Понедельник «Народные сказки» Вводная беседа. Рассматривание картинок из народных сказок.

Знакомство с понятием народные сказки. Чтение сказки «Царевна-лягушка» Познакомить с понятием - устное народное творчество, расширить знания о русских народных сказках, вспомнить известные детям сказки и познакомить с неизвестными;

Вторник «В гостях у русской народной сказки» Повторение прочитанной сказки «Царевна-лягушка», просмотр сказки, беседа с детьми по сказке. Учить разыгрывать эпизоды сказки; развивать выразительность движений,

Развивать фантазию.

Среда «Мои любимые герои» Выставка рисунков Способствовать развитию интуиции, яркой фантазии

Четверг «Сивка-Бурка» Игра-загадка «Узнай, кто это?»

Знакомство со сказкой «Сивка-Бурка»

Продолжать знакомить детей с народными сказками и выявлять творческие способности по средствам народных сказок.

Активизировать внимание детей при

знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой

Пятница «Сказочный мир» Погружение в сказочную атмосферу.

Беседа по содержанию сказки «Сивка-Бурка».

Характеристика персонажей сказки.

Интонационные упражнения. Создать положительный эмоциональный

настрой, вызвать интерес у детей к новому

произведению.

Учить понятно, логично отвечать на

вопросы по содержанию сказки.

Развивать умение детей

охарактеризовывать героев сказки.

Совершенствовать интонационную

выразительность.

ОКТЯБРЬ (2 неделя)

Понедельник «Сочиняем новую сказку» Знакомство со сказкой «У страха глаза велики»

Беседа по содержанию.

Сочинение продолжения сказки

Познакомить с разнообразными видами творческой деятельности, привить интерес к таким занятиям.

Развивать у детей творческое воображение.

Учить последовательно, излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать навыки групповой работы

Вторник «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» Погружение в сказку, придуманную

детьми.

Пантомимическая игра «Узнай героя».

Драматизация сказки

Развивать у детей творческое

воображение.

Учить выразительно, передавать характерные особенности героев сказки.

Развивать самостоятельность и умение

согласованно действовать в коллективе

Среда «Логические игры и задачи

«Доскажи словечко» Продолжать закреплять знание народных сказок, находить соответствующую картинку.

Четверг «Народные игры» «Кто быстрее?» Учить играть по правилам, заучивать считалочку про героев из народных сказок.

Пятница Рисование на тему «Яблони цветут», используя сказку «Чудесное яблочко» На занятии использовались различные виды деятельности: 1) создать интерес к рисованию, рассказав сказку «Чудесное яблочко», с последующей беседой о содержании. 2) подвижная игра «Веснянка», 3) организация просмотра рсунков с анализом 4) показ основных приемов работы 6) физминутка «Маки» 7) самостоятельная работа детей 8) подведение итогов 9) организация выставки. Совершенствовать приемы рисования «яблони цветут»;Продолжать развивать творческие способности детей (изобразительные) по средствам народных сказок. Воспитывать интерес к весенней живописи, к ее краскам; Развивать самостоятельность, умение слушать воспитателя

ОКТЯБРЬ (3 неделя)

Понедельник «Поляна сказок» Знакомство с сказкой «Колобок»;

Прослушивание песенки колобка, просмотр иллюстрации сказочных героев; вопросы по сказке; обучение к приему лепки из соленого теста; лепка колобка из сказки. Закреплять технические навыки и приёмы лепки из теста.

Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их.

Учить создавать общую сюжетную композицию.

Развивать творческие способности, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи.

Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

Вторник «Поляна сказок Повторение прочитанной сказки «Колобок», Просмотр мультфильма «Колобок»; раскраска колобка. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

Среда «Русская изба» : игра на музыкальных инструментах, изготовление кукол Знакомство с народными пословицами, поговорками, загадками.

Презентация об экспонатах мини-музея народного быта.

Знакомство со сказкой «Зимовье зверей»;

Просмотр иллюстраций по сказке;

Формирование знания детей об экспонатах мини-музея народного быта.

Содействовать обогащению словаря народными пословицами, поговорками, загадками. Способствовать развитию творческого воображения, образному мышлению, воспитанию чувства гордости и патриотизма к русскому народу.

Четверг Творческая мастерская Повторение прочитанной сказки «Зимовье зверей» Рисование русских народных узоров. Учить находить сходство узоров с предметами (рисование по контуру разноцветными красками) солнце, дерево; учить понимать смысл узоров.

приобщать детей к истории русского народа знакомство с русским костюмом, предметами быта;

Пятница «Петушок золотой гребешок» Знакомство со сказкой «Петушок-золотой гребешок» Продолжать развивать творческие способности детей; расширять представление детей о волшебных сказках, умение распознавать в сказке шутку, небылицу; способствовать пониманию, что сказочные истории это мечта о неограниченных возможностях человека;

ОКТЯБРЬ (4 неделя)

Понедельник Знакомство с русской народной сказкой «Финист – ясный сокол» Чтение народной сказки «Финист – ясный сокол».

Общение с детьми о волшебных сказках, вопрос детям, какие волшебные сказки они знают

Игра «Кто из какой сказки к нам пришел

Рассматривание иллюстраций из сказки Познакомить с народной сказкой;

Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, развивать творческие способности детей; закреплять знания, используя иллюстрации и карточки схемы; учить связывать события, происходящие в сказках, в единый сюжет; приобщать детей к истории русского народа

Вторник Повторение пройденной сказки. Прослушивание песни из народных сказок.

Повторение прочитанной сказки «Финист – ясный сокол» Просмотр иллюстраций по сказке. Постановка сценки по сказке. Приобщить детей к русским народным сказкам. Закрепить и расширить знания о народных сказках; создать у детей радостное, эмоциональное настроение.

.

Среда «Традиции русского народа» Изучение традиций русского народа с Бабушкой Феней

Ознакомление с традициями русского народа, изучение считалок, потешек, приговорок, повторение народных сказок.

Четверг «Семь Симеонов» Знакомство с русской народной сказкой «Семь Симеонов»; Занятие кляксографией - выдувание с помощью трубочки из капельки краски непредсказуемых по конфигурации клякс и домысливание воображаемого образа из русских народных сказок. Продолжать знакомить с русскими народными сказками;

Развивать творческие способности детей (изобразительные) по средствам народных сказок.

Пятница «Путешествие по сказкам» форма проведения: КВН Данное занятие проходило в форме праздничного мероприятия с приглашением гостей (родителей, воспитателей) Обеспечить развитие кругозора детей с помощью игры «Путешествие по сказкам»; формировать художественно-речевые исполнительские способности; развивать творческие способности, интерес и любовь к сказкам.

Например, при поведении занятий «Народные сказки», мы беседовали и знакомились с понятием сказка, какими бывают сказки, как появились народные сказки и почему называются народными. Мы, при помощи родителей, наполняли группу фотографиями, картинками, книгами с народными сказками. Вспомнили с детьми известные народные сказки. Знакомство со сказкой «Царевна лягушка». По тематической неделе «В гостях у русской народной сказки» повторяли пройденную сказку, учили разыгрывать эпизоды сказок; развивали выразительность движений, развивали фантазию. Заучивались считалочки, стихи, проводилась подготовительная работа с детьми.

В тематической неделе «В гостях у русской народной сказки» была проведена не один раз и была направлена на ознакомление детей с народными сказками. (Приложение 2).

Во время проведения беседы, детям демонстрировался наглядный материал с народными сказками, пересказ народных сказок с помощью наглядного моделирования.

Говорили о героях русских народных сказок, проводили физкультминутки. На тематической неделе «Поляна сказок» просматривали мультфильм с русскими народными сказками.

В свободной деятельности, переделывали сказки. Например, какой была бы сказка, если лиса не была бы хитрой, а глупой или волк был бы хитрым вместо лисы. Детям было очень интересно и радостно от переделанных сказок.

По вторникам проводились беседы: «Народная сказка – волшебная, про животных, бытовая». Расширяли понимание народных сказок. Сформировали знания о разделении сказок на три вида : волшебные, про животных, бытовые.

Экскурсия в библиотеку. Сюжетно-ролевые игры «В библиотеке». Учили выполнять роль библиотекаря и читателя, вести грамотно диалог. Способствовали развитию артистичности, творческой активности. Творческая деятельность : рисование, аппликация. «Моя любимые герои из народных сказок». Театральная деятельность: разыгрывание мини-сценок по сказке. Детям больше всего нравилось разыгрывание мини-сценок. Например, при разыгрывании сказки «Колобок» они менялись ролями, им очень нравилось петь песенку колобка. Одевали костюмы зверят. А также дети лепили из соленого теста колобка, получились очень даже забавные колобки.

По средам, в соответствии с перспективным планированием, проводилось занятие «Творческая мастерская», закрепляли технику рисования узора русских народных костюмов. Детям сложно давалось прорисовывание узоров, и мы начинали с украшения полотенец (солок, рушников, с отдельных элементов узора. Занятия, связанные с ознакомлением по вышиванию, ткачеству или украшению орнаментом предметов одежды, полотенец мы сопровождали повторением сказки «Зимовье зверей (Приложение 2) и приобщали детей к истории русского народа знакомили с русским костюмом, предметами быта с помощью презентации;

По четвергам проводился КВН «Путешествие по сказкам». Данное занятие проходило в форме праздничного мероприятия с приглашением гостей (родителей, воспитателей). Проводились различные игры. Например, «Чудеса волшебника». Игра выстраивается вокруг приёма фантазирования. Мы предлагали представить себя волшебниками и рассказать, каким необыкновенным свойством они наделили обычные предметы, затем дать оценку практической значимости чудодейственных сил, пояснить, почему волшебство бывает добрым, а бывает и злым. Пример: вы превратили простой карандаш в волшебную палочку, теперь все ваши желания могут исполниться. Всегда ли это хорошо? Родители с удовольствием принимали участие в мероприятии. Они помогали с выставкой книг с народными сказками, готовили костюмы для инсценировки сказок, сами принимали участие. Также проводились конкурсы на самый лучший и веселый рисунок на тему: «Моя любимая сказка». Дети активно принимали участие в этом конкурсе. Они приносили рисунки, и рассказывали почему выбрали именно эту народную сказку, чем сказка их заинтересовала и т. д. И конечно мы подводили итог по конкурсам, выявляли победителей и награждали их грамотой и книжками. И дети, и родители были довольны проведением таких мероприятий.

Особо следует сказать о взаимодействии всех участников нашего педагогического эксперимента, это родители, родные детей (бабушки, дедушки, старшие сестра, братья, тети, специалисты ДОО. Все были заинтересованы в творческом процессе, кто-то много раз участвовал, а кто-то только один раз, но дети нашей группы встречали всех приветливо и с ожиданием. Осенью мы готовили осенние венки из природного материала, а в зимнюю встречу с родителями воспитанников делали сувениры «Котики-матрешки». Конечно, мы разговаривали и про вековые традиции, семейные традиции и, даже решили завести садовские традиции, где бы общались между собой и учились друг от друга только хорошему (Приложение 2).

Таким образом, используя разнообразные занятия и мероприятия с использованием народных сказок мы даем возможность развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. При включении народных сказок в детскую продуктивную деятельность мы формируем навыки старательности, аккуратности, терпеливого отношения к трудностям, уважение к труду, накапливаем эстетические чувства, эмоционально-положительный отклик на прекрасное. Создавая определенные педагогические условия, с учетом возрастных особенностей детей и в определенной системе, мы целенаправленно планируем результаты определенных достижений дошкольниками в развиваемом нами напр

Публикации по теме:

Фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение.  Определение «фольклор» ввел английский.

Игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие.

Мультипликация как средство развития творческих способностей и воображения детей дошкольного возрастаМультипликация как средство развития творческих способностей и воображения детей дошкольного возраста «Анимация — это не то, когда ты берешь карандаш и рисуешь ровную, правильную линию. Анимация — когда ты пытаешься отыскать ту линию, которая.

Нетрадиционная техника аппликации как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей и развития речи детей дошкольного возраста Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №26 Проектная деятельность на тему: «Нетрадиционные.

«Сонор» как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Характеристика видов детского конструирования и система обучения детей разным видам конструирования. Краткая характеристика стратегии организации.

Презентация «Коллаж, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Коллаж как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста В современном мире стремительного развития техники и информационных.

Сюжетное рисование как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Шинкарёва К. В. воспитатель МБДОУ №75 "Лебёдушка" г. Сургут Современное общество требует от сегодняшнего подрастающего поколения таких.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные сказки как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 декабря 2018 в 17:49
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народные сказки как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Галкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД