Наталия Бакалова
Роль русского народного творчества в музыкальном развитии и становлении личности детей
▼ Скачать + Заказать документы
1. Адрес опыта педагога: Бакалова Наталия Николаевна музыкальный руководитель МДОУ ЦРР детского сада № 2 «Ромашка».
2. Тема опыта: «Роль русского народного творчества в музыкальном развитии и становлении личности детей».
3. Обоснование темы.
Публикация «Роль русского народного творчества в музыкальном развитии и становлении личности детей» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Формирование доброжелательного и уважительного отношения к культурному наследию своего народа очень важно для становления личности ребенка. Народ, который издревле, от рода к роду бережно передавал фольклорное музыкальное искусство, почти потерял потребность в нем. Родители, в подавляющем своем большинстве, оторваны от корней народного музицирования. Телевизор и компьютер заменили в семье теплые отношения. А ведь именно родители закладывают основы мировоззрения, морали, эстетических вкусов ребенка.
В современном обучение особенно остро стоит вопрос о
разумном преобладании духовно – ценностных ориентиров в развитие детей. Особая роль принадлежит музыкальному фольклору, который способствует духовно – нравственному, мировоззренческому, эстетическому, музыкально – творческому развитию личности, воспитанию уважения к истории своего народа.
Как педагог – музыкант я осознаю свою роль в приобщении детей и их родителей к вечным духовным ценностям и возрождению культурных традиций своего народа. Средства массовой информации преподносят продукцию поп – музыки далеко не высшего качества. Поэтому очень важно пробудить интерес ребенка к русскому народному творчеству, способствовать формированию нравственных качеств. Для этого необходимо знакомить их с высокохудожественными образцами музыкальной культуры своего народа.
4. Теоретическая база: учебно – методическая и справочная литература.
Автор. Название учебно – методического пособия.
М. А. Михайлова. «А у наших ворот развеселый хоровод».
Т. С. Комарова. «Народное творчество в воспитание детей дошкольного возраста».
А. Н. Зимина. «Народные игры с пением».
Г. А. Лапшина. «Фольклорные занятия с детьми старшего дошкольного возраста».
М. Ю. Картушина. Сценарии досугов.
О. Князева. Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Т. Комарова. Парциальная программа «Красота – радость – творчество».
С. Мерзлякова. «Фольклор – музыка – театр».
Журнал «Дошкольное образование» Статьи, материал для тематических занятий.
Учебно – методический журнал «Музыкальная палитра», «Музыка-льный руководитель». Конспекты интегрированных занятий, досугов, развлечений, музыкальный материал, методические рекомендации.
А. Орлова. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду».
Е. А. Позднякова. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении.
В. Агафонников. «Заплетися плетень».
5. Цель: развитие творческих способностей и познавательного интереса к русскому народному творчеству через закрепление знаний о традициях, обычаях русского народа средствами музыкального фольклора.
6. Задачи:
- познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора;
- развивать музыкально – эстетическую культуру и музыкальный вкус через
приобщение детей к истокам русского народного творчества;
- развивать вокально – хоровые навыки через музыкально – дидактические
игры и упражнения;
- воспитывать чувство патриотизма через разнообразные виды искусства;
- формировать у детей уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативу.
7. Трудности:
- осуществление взаимодействия всех педагогов для достижения главной цели;
- внедрение инновационных технологий, форм и методов способствующих укреплению и развитию детей, повышению качества воспитательно – образовательного процесса;
- недостаточное взаимодействие с семьей;
8. Сроки работы – постоянно.
Считаю, что процесс познания и усвоения русского народного творчества должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ : «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно – прикладного искусства». Мне хотелось, чтобы народное искусство стало потребностью каждого ребенка, чтобы в свои дошкольные годы дети слушали и исполняли народные музыкальные произведения постоянно, чтобы музыка была «на слуху», узнаваемая детьми, так как посредством фольклора решаются все более сложные музыкальные и эстетические задачи, находящие нравственный и эмоциональный отклик в душе каждого ребенка.
9. Условия формирования опыта.
Теоретическая заинтересованность. Обобщению опыта работы по данной теме послужила идея возрождения русской традиционной культуры, духовно – нравственных традиций. Именно в раннем дошкольном возрасте так важно сегодня передать ценности русской культуры.
Профессиональная компетентность. Мною были разработаны формы и методы включения музыкального фольклора в музыкальную образовательную деятельность и самостоятельную деятельность. Приобщая детей к русскому народному творчеству, я учитываю индивидуальные и возрастные способности каждого ребенка. В своей педагогической работе уделяю пристальное внимание тому, что воспитывается, то есть какие цели ставятся в работе с детьми, какие качества необходимо сформировать у них, в чем состоит деятельность, в процессе которой осуществляется само воспитание. Но прежде всего в педагогической работе важно, кто воспитывает, что представляет из себя педагог, то есть профессиональная компетентность музыкального руководителя; которая позволила мне изучить музыкальные данные каждого ребенка, наметить основные направления в работе, выбрать формы и методы, которые помогают мне решить задачи обучения в разных видах музыкальной деятельности народной культуры. Теоретическую базу по данной проблеме получила в Липецком музыкальном училище на отделении народных инструментов, углубленно изучив музыкальный, народный фольклор.
Построение развивающей среды. Для приобщения детей в практической деятельности ко всем составляющим фольклора в ДОУ оборудована «русская изба» с множеством предметов – образцов, экспонатов народно – прикладного искусства. В каждой группе детского сада имеются магнитофоны с набором кассет с записями русских народных сказок, потешек, песен, музыкальных произведений. Музыкальный зал оборудован стереоустановкой, детскими музыкальными инструментами. Также есть образцы русских народных костюмов нашей местности, картотека русских народных игр, библиотечка русских народных сказок, былин, преданий, колыбельных, частушек, потешек.
Использование нововведений. В дошкольные учреждения приходит все больше детей с ярко выраженной повышенной активностью, психосоматическими заболеваниями. Я вижу, что многие дети не могут самостоятельно справиться с нервно – психическими нагрузками, которые они испытывают в дошкольном учреждении. С этим связаны различные отклонения в их поведении. Для решения проблемы использую разнообразные инновационные методы технологии ТРИЗ: представление (создание двигательного образа, пояснение, беседа, рассказ, развития системного мышления и т. д. ; интеграцию различных видов деятельности, проблемное обучение, логоритмику, музыкотерапию. Мною созданы картотеки музыкально – дидактических, музыкально – творческих игр, песен – упражнений. Не нарушая традиционную структуру музыкального НОД я пытаюсь уйти в работе от однообразия и шаблона, сделать образовательную деятельность динамичным, эмоциональным, продуктивным. Для более быстрого запоминания текстов песен, хороводов разработала мнемотаблицы (картинки – помогалочки, схемы, модели, алгоритмы.
Сотрудничество и партнерские отношения с детьми и их родителями.
Замечательной традицией в нашем детском саду «Ромашка» стало проведение совместных досугов с родителями. Данная форма работы помогает детям, родителям и педагогам успешно сотрудничать, лучше узнавать друг друга. Цель таких мероприятий – сближение детей и родителей, ведь зачастую у родителей не хватает времени на своих детей. Работу с родителями организую по двум направлениям:
- сделать союзниками и помощниками тех родителей, которые проявляют интерес к нашей работе;
- вовлечение в работу малоактивных родителей.
После участия в открытых НОД с детьми, посиделок, календарных праздниках отмечался возрастающий интерес к совместной деятельности у многих родителей.
Родители приняли активное участие в подготовке утренника «Марья – Искусница», где мама Лемова Кирилла играла главную роль. В интегрированном НОД «Моя семья» родители показали высокие знания пословиц и поговорок о семье; подготовили с детьми видеозарисовки «Семейный портрет». Прабабушки Чепель Даши и Шохиной Лизы - участники ВОВ помогли сделать праздник «9 мая» незабываемым и радостным событием в жизни всего детского сада. Проводимые мероприятия способствовали укреплению семейных отношений, предоставили родителям возможность пообщаться со сверстниками своего ребенка, а также другими родителями, обменяться опытом, вспомнить свое детство. В памяти детей останутся и семейные спортивные соревнования с использованием народных игр и забав.
Формы сотрудничества с родителями.
№ Формы. Содержание.
1. Диагностика. Результаты анкетирования родителей по данной проблеме.
2. Консультации. «Ознакомление детей с народным творчеством своей Родины».
«Фольклор в музыкальном развитие детей».
3. Выпуск газеты. Статья «Народная музыка в эстетическом воспитание детей».
Рекомендации: «Делаем игрушки своими руками», «Игры – забавы».
4. Родительские собрания. «Данков – моя малая Родина».
«Моя семья».
5. Оформление картотеки русских народных игр. «Веселье да смех у нас лучше всех».
6. Проведение досугов и развлечений. Объединение усилий педагогов ДОУ и семьи в решении поставленной цели.
10. Технология.
Таблица конкретных педагогических действий ознакомления детей с русским народным музыкальным творчеством.
11. Основные принципы работы.
Самоценные основы.
Знакомлю детей с русским народным творчеством на основе игровых методов и приемов, широко использую наглядность, сенсорный опыт детей, избегаю наставничества. Ребенок, становясь активным субъектом музыкально – творческой деятельности, начинает свободно общаться с народным искусством. Система работы по данной теме позволила мне открыть новые возможности развития детей, усовершенствовать основные принципы работы с ними:
- последовательность усложнения материала «от простого к сложному», его тематику и возможность интеграции;
- качество исполнения и отношение к музыке самого музыкального руководителя;
- новизна и актуальность;
- практическая ориентация материала;
- качество подбора музыкальных произведений;
- доступность музыкального материала, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- свобода выбора педагогических технологий и музыкального материала;
- новый стиль взаимоотношений с детьми, основанный на творческом сотрудничестве.
Вариативность видов деятельности.
В работе с детьми использую разнообразные виды музыкально – творческой деятельности ознакомления детей с фольклором. Знакомя с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки, формирую у детей музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомя детей с хороводами, развиваю навыки танцевальных и театральных действий. Участие детей в оркестре детских музыкальных инструментов развивает у них чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, умение менять ритм, темп, происходит во время знакомства и постановок народных танцев. Данная система работы позволяет мне эффективно обучать детей сольному, ансамблевому и хоровому пению. В свободное от занятий время дети погружаются в атмосферу русского искусства
12. Результативность, формы обобщения опыта.
Предложенный мною опыт работы был представлении и обобщен на методическом объединении музыкальных руководителей данковского района. По результатам диагностики мною было отмечено, что у детей снизилась двигательная расторможенность, исчезла неуверенность и скованность, страх перед выступлениями на публике. Между детьми установился положительный тактильный и эмоциональный контакт, развивались коммуникативные навыки общения. Не менее важным явилось и то, что у дошкольников повысилась эмоциональная устойчивость, а также закрепилась положительная самооценка, настрой на участие в певческих импровизациях.
Знакомство детей с фольклором осуществлялось не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в кружке «Веселинка», где дети углубленно изучали народные песни и танцы, драматизировали песни, учились играть на музыкальных инструментах.
По результатам итоговой диагностики у детей выявлен широкий диапазон знаний детей о названии и назначении предметов русского народного быта, о русских народных праздниках и традициях, о песнях и плясках русского народа, о жанрах русского и народного творчества и народных музыкальных инструментах. Получены следующие результаты:
Высокий уровень – 53 % воспитанников.
Средний уровень – 28 % воспитанников.
Низкий уровень – 19 % воспитанников.