Тимершина Гульнур
Роль устного народного творчества в развитии речевой активности у дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Роль устного народного творчества в развитии речевой активности у дошкольников.
Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспешными в учебе. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не всегда складываются. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется.
Публикация «Роль устного народного творчества в развитии речевой активности у дошкольников,» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.
Также произведения устного народного творчества играют огромную роль в воспитании у малышей дружелюбия, чувства сопереживания, доброжелательности. Именно сказки помогают ребенку уяснить общий смысл важнейших понятий нравственности: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность и т. д.
Для формирования у детей навыков художественно-речевой деятельности необходимо с раннего детства приучать детей к чтению художественной литературы, изучению особенностей устного народного творчества.
Для речевого развития малыша необходимо создать для него соответствующие условия: подобрать книги, наглядный материал (картинки, иллюстрации, приобрести и изготовить настольно-печатные игры, которые помогали бы детям закреплять простейшие речевые навыки знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания; пополнить книжный уголок (книги-игрушки, книги-раскладушки, книги-картинки, книжки-малышки). В театральном уголке поместить фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, разные виды театров, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений.
Все это привлекает внимание детей, и они с радостью идут рассматривать иллюстрации, что способствует легкому запоминанию текста.
Очень действенным способом разучивания наизусть для ребенка являются мнемосхемы. Разучивая по мнемосхемам, ребенок всегда держит у себя перед глазами картинки, так ему гораздо проще запомнить строки того или иного стихотворения или песни. Они помогают развить память, логическое мышление, внимание. Хорошо, если и родители будут применять при заучивании данную методику.
Также малые формы фольклора можно использовать и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. А в дальнейшем дети уже будут использовать народные потешки во время игр, при укладывании спать и т. д.
Следует помнить, что наибольшая степень активного освоения проявляется не при первом предъявлении игрушки, не при первом прочтении текста, а при повторных показах и попытках. Вот почему необходимо не опускать руки с первого «нет, не хочу» своего чада, а соблюдать принцип повторяемости. Если ребенок вначале не захотел слушать сказку или повторить потешку, стоит все повторить в иной обстановке. Лучше ненавязчиво предложить ребенку во время игры повторять за вами слова той или иной считалочки. Объяснить, как интересно знать и уметь рассказывать, делиться с друзьями своими новыми знаниями, возможно, тогда ваше счастье действительно заинтересуется и начнет повторять за вами потешки, а потом можно и к скороговоркам приступать. В результате ваш ребенок будет не просто разговаривать, а припевать потешки и прибаутки, удивлять всех во дворе знанием новых считалок и мастерским умением применять разученные потешки в повседневной жизни.