Елена Ясницкая
Роль речевого общения в становлении личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Роль речевого общения в становлении личности дошкольника.
Аннотация: в статье рассматривается роль общения в психическом развитии дошкольника, условия формирования речевого общения, игровая деятельность как важное условие развития общения дошкольников.
В настоящее время интерес к педагогическому общению усилился. Отечественные психологи А. А. Бодалев, Л. С. Выгодский, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина рассматривали процесс общения как важный фактор развития личности. Сейчас на страницах психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблемам общения в профессиональной педагогической деятельности.
Публикация «Роль речевого общения в становлении личности дошкольника» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Как известно, общение является двигателем развития, и человеческое общество не может существовать без общения. Потребность в общении – одна из самых главных потребностей человека.
Значение общения в психическом развитии детей показано в многочисленных научных исследованиях (от процессов восприятия до становления личности и самосознания — Н. Н. Авдеева, Х. Т. Бедельбаева, Д. Б. Годовикова, И. Т. Димитров, М. Г. Елагина, С. В. Корницкая, М. И. Лисина, С. Ю. Мещерякова, А. Г. Рузская, Г. Д. Сарториус, А. И. Силвестру, Е. О. Смирнова, Р. А. Смирнова). Проведенные исследования показали, что общение со сверстниками способствует развитию у детей дошкольного возраста критичности мнений и поступков, их независимости от чужих суждений и желаний (Е. В. Субботский, Г. А. Цукерман, стимулирует преодоление ребенком эгоцентрической позиции, возникновение кооперативно-соревновательного сотрудничества, формирует способность учитывать в своей деятельности позицию и результаты действий партнера (Е. Е. Кравцова). Сверстник облегчает усвоение норм поведения, формирование ценностных ориентаций, адекватной самооценки, в некоторой степени корректирует влияние неблагополучий в семье (Т. В. Антонова, Л. Н. Башлакова, А. Ф. Горяйнова, Т. И. Ерофеева, Т. А. Репина, А. А. Рояк). В общении с ровесником происходит обогащение образа себя у ребенка (Л. Н. Галигузова, И. Т. Димитров, Р. Деревянко, Л. И. Силвестру, М. Р. Кошонова, С. Г. Якобсон, формируется способность к сопереживанию, гуманное отношение к окружающим (В. В. Абраменкова, Н. Б. Кедрова, О. Т. Коврижных, В. К. Котырло, К. Е. Прахова, А. М. Резек). Таким образом, очень важно для гармоничного развития личности, чтобы ребенок мог успешно общаться со сверстниками, удовлетворять свои жизненно важные потребности, в том числе и коммуникативные. [4, с 60]
По мнению Е. О. Смирновой, многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и взрослого не совпадает: взрослый говорит об одном, а ребенок воспринимает другое и соответственно говорит о своем. И хотя внешне такой разговор может быть похож не общение, в нем возникает не общность, а напротив, отчуждение и непонимание. Здесь нельзя винить ребенка в непонятливости и непослушании. Задача взрослого как раз состоит в том, чтобы создать эту общность, то есть понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями. [5, с 161]
Во взаимодействии людей, которое выступает как общение, каждый человек постоянно оказывается в роли объекта или субъекта этого общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. И одновременно он оказывается объектом познания для всех тех, с кем он общается. Он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства. Пребывая в положении объекта или, наоборот, субъекта общения, разные люди сильно отличаются друг от друга характером выполнения ими этих ролей (А. А. Бодалев, Р. Л. Кричевский). Условием успешного формирования культуры речевого общения детей, по мнению О. М. Казарцевой, является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям: чувствовать чужую боль, радость. Именно поэтому нельзя работать над речью детей, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие какой-то другой деятельностью: игровой, практической, познавательной, не уточнив ситуацию общения, не создав потребности у каждого ребенка вступить в него. Общение как особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства, результат. В процессе общения складываются субъектно-объектные отношения, поскольку каждый его участник выступает субъектом, проявляет активность, адресуется к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе (Ю. К. Бабанский). Общение со сверстниками позволяет детям преодолеть чреватую опасными последствиями привязанность к семье. По мнению А. Клемпински, при общении со сверстниками у ребенка появляется возможность наладить контакты с равными ему людьми. [3, с 93]
По мнению Приваловой, речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. По словам А. А. Леонтьева, «…она [речевая деятельность] — в форме отдельных речевых действий — обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием — их речевая деятельность.
Социализация современного дошкольника невозможна без построения межличностного общения ребенка со взрослым и сверстниками, которые выступают в качестве основного параметра данного процесса. Ведущим механизмом социализации дошкольного возраста является идентификация, которая актуализируется за счет включения ребенка в группу сверстников, особенностей групповых отношений и сформированности собственной внутренней позиции в системе последних: «ребенок — взрослый» и «ребенок — сверстники». В дошкольном возрасте на первый план выходят горизонтальные отношения, закрепляя статус сверстника и особенности социального взаимодействия с ним. Межличностное общение дошкольника со сверстниками способствует формированию многих качеств психики и личности ребенка, таких как познавательная и социальная децентрация, моральная саморегуляция, самосознание и самооценка. В общении со сверстниками у ребенка закладываются основы морали и нравственного поведения и возникает избирательная привязанность к другим детям. При подходе к просоциальному поведению, основанному на эмпатии (Т. В. Антонова, Г. П. Лаврентьева и др., сверстники выступают не средством осуществления собственных моральных качеств, а непосредственной целью действий ребенка. При таком подходе реализуется гуманное личностное отношение к другому. [2, с101].
Исследования Л. Н. Галигузовой, М. И. Лисиной, А. Г. Рузской и др. показали, что в сфере общения сверстников создаются условия, соответствующим образом обеспечивающие самопознание и самооценку ребенка. Благодаря своей эмоциональной насыщенности, непринужденному раскованному характеру общение с равными партнерами создает благоприятные условия для познания детьми своих возможностей путем свободного выявления своего творческого, оригинального начала. Общение с другими детьми помогает дошкольнику лучше выделить и осознать самого себя, обрести инициативность и самостоятельность. Повторяя одни и те же движения, дети в своем общении отражают друг друга, становятся «своеобразными зеркалами», в которых можно увидеть самого себя. Ребенок, «смотрясь в сверстника», лучше выделяет в самом себе соответствующие качества и осмысливает моменты свойственного возрасту поведения и конкретные действия [1, с 105].
Особенно интенсивно общение детей со сверстниками развивается в условиях игровой деятельности. Д. Б. Эльконин характеризовал игру как деятельность, имеющую ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка. В игре происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Согласно исследованиям Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, взаимодействие в игре имеет два плана: реальный и игровой. Если в 4 года преобладают игровые отношения, то к концу дошкольного возраста отмечается сокращение игровых и увеличение взаимодействий в реальном плане. Изменяется также сфера взаимодействия. Если основным содержанием игры в младшем дошкольном возрасте является взаимодействие с игрушками, то в среднем дошкольном возрасте основным содержанием игры выступает сфера взаимоотношений между людьми, и конфликты часто возникают из-за распределения ролей, а в старшем дошкольном возрасте основное содержание — выполнение правил игры, и конфликты возникают из-за правил игры. [2, с 103].
Итак, на основе взглядов современных исследователей и с личного опыта сотрудничества с воспитателями дошкольных образовательных учреждений, речевое общение старшего дошкольника представляется как совокупность ценностей, знаний и умений взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми, обеспечивающих адаптацию и успешную учебную деятельность детей в начальной школе. Речевое общение развивается в правильно организованном контакте со взрослыми и в играх со сверстниками.
Литература:
1. Гребенникова О. В. Сверстники как феномен социальной фасилитации и ингибиции произвольного поведения дошкольников / О. В. Гребенникова // Актуальные проблемы теоретической и прикладной современной психологии / под ред. Е. И. Изотовой. — М., 2011. — С. 101—141.
2. Гребенникова О. В. Современный дошкольник : межличностное общение в контексте игровой деятельности. // Мир психологии - №1– 2015. – с. 101-111.
3. Привалова С. Е. Роль речевого общения в личностном развитии дошкольника. //Педагогическое образование в России - № 2 – 2009.- с. 92-99.
4. Павленко Т. А. Особенности содержания потребности в общении с ровесниками у неконфликтных и конфликтных старших дошкольников// Вестник московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология - № 2 – 2009. –с. 60- 67.
5. Пахомова Н. А. Компетентностное общение и его роль в развитии ребенка. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения - №21-1. – 2011.- с. 160-164.