Тимченко Наталья Эдиссоновна
Роль искусства в духовно-нравственном становлении личности учителя
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный руководитель МАДОУ №385
Тимченко Н. Э.
Роль искусства в духовно-нравственном становлении личности учителя.
Проблема духовно-нравственного воспитания- одна из самых важных и острых задач современности. И не случайно в Законе Российской Федерации «Об образовании» взят курс на гуманистическую направленность.
Наше общество заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение было развито как умственно, так и духовно. В этой связи на учителя возлагаются большие надежды как на проводника не только знаний, но и духовно-нравственных ориентиров.
Публикация «Роль искусства в духовно-нравственном становлении личности учителя» размещена в разделах
Как известно, важнейшими сущностными характеристикам личности являются целостность и духовность. Под целостностью принято принимать единство духа, души и тела, а под духовностью-.силу многомерную и цельную, устремленную к внутреннему совершенству.
Безусловно, что учитель должен обладать богатым внутренним миром, жить «идеальными» интересами и активно вступать в познавательные, эстетические, моральные отношения с действительностью. Но, чтобы избежать кризиса духовности общества, требуется не только духовное возвышение педагога, но и педагогики в целом. По мнению профессора Московской консерватории В. В. Медушевского, педагогика должна быть одухотворенной и никогда не забывать о том, что кроме закономерностей, причин и следствий у нее есть нечто другое, что влечет к познанию: «Нельзя разлучать обучение и воспитание! Опасно отречение от идеи духовно-нравственной высоты человека. Она не в назиданиях, а в живом содержании науки!».
Еще в эпоху Средневековья Климент Александрийский в своих размышлениях о предназначении педагога писал: «Практика, а не теория область Педагога, не обучение, а нравственное улучшение, вот его цель, жизнь мудреца, а не ученого он хочет начертать пред нами» (1).
Педагогика в целом, равно как и учитель в частности, должна нести в себе идею сотрудничеств, согласия и соделания. Ибо, все эти составляющие ведут к сроднению душ, слиянию творческих усилий, к устремлению достижения единства истины, добра и красоты, которое еще со времен Античности составляли основу того совершенства, к которому мы стремимся до сих пор. Данное единство, как идеал, лежит в основе духовной сферы искусства, которое всегда играет существенную роль в обогащении духовного мира человека.
Искусство, как неиссякаемый источник эмоций и живых бескорыстных переживаний, позволяет пережить накопленный веками опыт всего человечества. «Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрочлых-поэты!»- так еще в Античности возгласил Аристофан в комедии «Лягушки».
Помимо способности воспитательного характера искусство обладает замечательной способностью сложного превращения чувств. Самые горестные и тяжкие переживания, будучи переплавленными в произведении искусства, оказывают положительное эмоциональное воздействие, доставляющее особое эстетическое удовлетворение.
Выдающийся психолог Л. С. Выготский назвал такие сложные превращения чувств важнейшим законом эстетической реакции, наивысшая точка в которой еще со времен Аристотеля именуется катарсисом, то есть «Очищением души в процессе восприятия трагедии»(Аристотель «Поэтика»)
«Искусство относится к жизни как вино к винограду, сказал один из мыслителей и был абсолютно прав, указывая на то,что искусство берет свой материал из жизни, но дает сверх этого материала нечто такое,что в свойствах самого материала еще не содержится»( 2).
И, не случайно основоположник гуманистической психологии А. Маслоу неоднократно отмечал, что образование посредством искусства значимо для появления лучших людей. «Если мы ориентируемся на гуманистические цели образования, - писал он,- то, насколько я могу судить, единственный существующий сегодня вид образования, содержащий хотя бы слабый намек на такие цели,- художественное образование»( 3).
Искусство является безграничной сферой проявления творческой активности человека. Деятельность художника преобразует мир, и сама действительность превращается в искусство.
«Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?»- этим вопросом задавался Феофан Затворник. Размышляя об искусстве в этой связи, он писал: «Изящные произведения искусства услаждают не одной красотой внешней формы, но особенно красотой внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемою, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гости из другой области духа, Дух Бога ведущий естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться» (4).
Если красота- одно из глубинных оснований человеческой души, то ею должны полнится все сферы жизни. «Абсурдны теории психологии и педагогики, изъявшие красоту из своих положений» (5).
И, действительно, творческая сила человека не сводится к одному мышлению, художественная плодотворность - вот естественная сущность человеческой души.
Миропознавательная любовь, любовь к людям, творческая активность - вот силы, зовущие человека к нравственному и духовному самосовершенствованию. И, именно такие силы педагог должен научиться пробуждать в молодом поколении. А искусство, как неиссякаемая сокровищница красоты, добра и любви поможет в этом нелегком, но очень важном деле.
В заключении процитируем знаменитого Я. А. Коменского : «Кто преуспевает в науках, а в нравственности отстает, тот скорее отстает, чем преуспевает!».
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Климент Александрийский. Педагог. Ярославль. С. 9.
2. Выготский Л. С. Психология искусства. М. 1965. С. 318.
3. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Москва. С. 60
4. Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М., 1914. С. 40.
5. Медушевский В. В. «Внимли ангельскому пению» Минск 2001.