Анна Выскорка
«Роль куклы в социализации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема социализации детей является актуальной во все времена. На сегодня у детей искажены представления доброте и милосердии, великодушии и справедливости. Именно поэтому, перед нами, необычайно остро стоит проблема социализации дошкольников. Педагогам необходимо знать, на какие моменты обращать внимание при воспитании детей, какие средства использовать при этом.
Публикация «„Роль куклы в социализации дошкольников“» размещена в разделах
Бесспорно, ребёнку трудно, да, практически, и невозможно самостоятельно пройти весь процесс социализации. Помочь в этом могут игры и игрушки, близкие детям по восприятию и образам. Они несут в себе огромную педагогическую ценность. В них есть всё необходимое для успешного приобщения детей к окружающему миру, к социальной действительности.
Игрушка незаменимый спутник ребенка с первых дней рождения. Именно через игрушку ребёнок познаёт окружающий мир, всё его разнообразие.
Кроме этого, игрушка является отражением социального развития общества.
Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов — это кукла.
Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации и обладает огромным педагогическим потенциалом.
Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности.
Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход эмоциям. В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики.
Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания. Через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке — красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.
Для современного ребенка кукла – это некий символичный партнер для игры, объект эмоционального общения. Ребенок учится проявлять заботу, сопереживать во всех кукольных перипетиях, которые сам создает в воображении на основе своих чувств и опыта.
Играя, ребенок оживляет куклу, делает ее с собственным лицом, наделяет ее характером в зависимости от собственного поведения и опыта.
В играх с куклами отражаются те социальные отношения, которые в первую очередь эмоционально затрагивают ребенка.
Играя, ребенок оживляет куклу, делает ее с собственным лицом, наделяет ее характером в зависимости от собственного поведения и опыта.
В играх с куклами отражаются те социальные отношения, которые в первую очередь эмоционально затрагивают ребенка.
Игры в куклы- это отражение социального опыта. Она направлена на развитие в ребенке умения общения, правильного поведения в жизненных ситуациях, развитие социального интеллекта. Через куклу он устраивает моральные и нравственные нормы общества, в котором живет.
Играя с куклой, ребенок воспроизводит человеческие взаимоотношения в своем вымышленном мире, усваивает законы общества.
Через игру с куклой, ребенок выражает свой внутренний мир. Так, в воссоздании семейных отношений, примерке ролей членов своей семьи, можно увидеть то, как именно видит ребенок свою семью. Что сейчас его беспокоит, или же что он желает увидеть в своей семье.
Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера — от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Очень ценна для ребенка кукла сделанная своими руками.
Не нужно думать, что кукла обязательно должна быть красивой, качественной и мастерски изготовленной.
Куклу ребёнок делает сам, и важно объяснить ему, что любой результат будет прекрасен, потому что это его результат, и его кукла будет единственной в мире.
Только изготовив куклу самостоятельно, ребёнок сможет достичь с ней успехов, потому что очень важно, чтобы он чувствовал родство с этим произведением, видел в нём не частичку себя, а всего себя – с достоинствами и недостатками. Ребёнок, может добавить какой-то свой атрибут, например, резинка для волос, бантик, цветочек и т. д.
В психологической работе с ребёнком бывают определенные сложности – это достучаться до него, завоевать доверие, получить своего рода разрешение на оказание помощи. Поэтому крайне важен выбор корректной формы общения с проблемным малышом. Сегодня во всём мире для психологической коррекции детей и подростков активно используются сказкотерапия и куклотерапия. Эти два метода позволяют мягко и тактично заглянуть во внутренний мир ребёнка.
Ребёнку часто очень трудно открыться взрослому. Взрослые – это представители другого мира, порой воспринимаемого детьми как враждебный. Взрослые даже могут быть виновниками наличия у ребёнка психотравмы. А кукла – это «свой парень», она не может обидеть, высмеять, выдать твой секрет. Кукле можно открыться, её нельзя бояться.
В современной психологии также рассматривается роль кукол в различных аспектах.
Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу; сегодня кукла лечит заикание, нарабатывает моторику кисти, а «рукой учат голову».
Игрушка – замечательный помощник психолога, а если это ещё и «своя игрушка», то её помощь сложно переоценить.
Сегодня гиперактивным является чуть ли не каждый второй дошкольник. Для того, чтобы просто поговорить с таким ребёнком, приходится тратить кучу энергии и нервов. В случае куклотерапии проблема «усадить» малыша отпадает: ему просто будет интересно.
Занятия и упражнения Куклотерапией – процесс сложный, интересный, захватывающий.
Куклотерапия – это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить различные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости, выработка навыков саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок – родитель, для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекции страхов, нарушенного поведенияКукла в психологической помощи выступает посредником между ребёнком и кооректирующим взрослым. Сначала нуждающийся в коррекции малыш создаёт свою куклу, а затем под руководством помощника «играет» с ней, проговаривая волнующие его ситуации и таким образом справляясь с ними.
Кукла обладает педагогическим потенциалом, способствующим воспитанию дошкольников, так как она развивает в детях зарождающееся родительское чувство, является для ребенка партнером по общению в игре.
Кукла позволяет закрепить социальный интерес к человеку, кукла – объект переноса тех свойств личности, которые особенно притягательны для ребенка.