Татьяна Викторовна
Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Куклы занимают особое место среди игрушек детей, т. к. кукла задействует особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не имеет товарища по игре. Он заменяет его куклой. Она – идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла.
Публикация «Консультация „Роль куклы в жизни ребенка дошкольника“» размещена в разделах
Маленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых. Они так же купают куклу, как купают их самих, так же одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков.
Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.
Положительное влияние игровой деятельности с куклами заключается в том, что куклы развивают в детях зарождающееся родительское чувство, являются для детей партнерами по общению, позволяют закреплять социальный интерес к жизни людей. Через кукольный мир дети входят в мир полноправными членами общества. Ребенок реализует отношение к кукле как образу человека через игры, позволяющие проявлять это отношение в конкретной, хотя и воображаемой ситуации. Каждому возрасту ребёнка должна соответствовать определённая кукла. Так чем младше ребёнок, тем менее конкретной может быть кукла, и соответственно чем старше, тем более детализованным становится облик куклы. Куклы могут отображать самые разнообразные образы:
Куклы-малыши
Куклы-девочки
Куклы - мальчики
Куклы – модницы
Сезонная кукла.
Кукла – взрослый
Кукла – доктор
Кукла – пожарный и другие.
При использовании кукол необходимо соблюдать следующие правила: куклу необходимо «очеловечить» : дать имя, придумать биографию; она должна быть членом семьи детского сада и принимать участие в разных режимных моментах.
Кукла, однако, может так же иметь и отрицательное воздействие на психику ребёнка, но случается это обычно при неправильном подборе игрушки, или несоответствии её возрасту ребёнка.
Очень плохо на развитие влияют чётко фиксированные образы в кукле. Тому пример экспрессивные куклы Барби и всевозможные монстры. Что же происходит, когда ребёнок имеет в игрушке чётко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения? Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами - это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби - это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Эти куклы сами предлагают строго определё нные действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остаётся только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно. Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, - при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Ребёнку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности, сама игрушка навязывает ему определённые действия.
Благодарю за внимание!