Лучший педагог года

Мастер-класс на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к произведениям художественной литературы»

Людмила Шнайдер
Мастер-класс на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к произведениям художественной литературы»

Приобщение детей дошкольного возраста к произведениям художественной литературы

Уважаемые коллеги, сегодня мне бы хотелось обсудить с Вами проблему приобщения детей к художественной литературе; обосновать позиции, поделиться практическими находками.

Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Каким он будет на закате XXI века? Какие ценности будут преобладать в обществе? Об этом мы задумываемся сейчас. Ведь будущее закладывается уже сегодня.

Как развить способность видеть, переживать, оценивать красоту?

Публикация «Мастер-класс на тему „Приобщение детей дошкольного возраста к произведениям художественной литературы“» размещена в разделах

Началом всех начал должно быть приобщение ребенка к произведениям художественной литературы и, прежде всего, осознание ими богатства и красоты литературного языка художественных произведений.

Важно помочь ребенку увидеть многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ними, а иногда и поплакать над судьбой.

Педагог формирует круг детского чтения. Я стараюсь, чтобы литература была интересна ребенку, высокохудожественна, разнообразна.

Сегодня нужна грамотная систематическая работа с ребенком, основанная на научных принципах формирования круга детского чтения, на иных критериях отбора книг для детского чтения, отношении к самой детской литературе. Главная цель приобщения ребенка к самой художественной литературе - воспитание грамотного читателя.

Если люди перестанут читать, они перестанут думать»

В своей работе я опираюсь на литературоведческие принципы.

Подбираю для детей различные виды литературных произведений: поэзию, прозу, драматургию. Изучаю с детьми произведения разных жанров: сказки, поговорки, скороговорки, рассказы, повести, стихи, загадки и т. д. Важно обращать внимание на тематический подбор произведений.

В моей работе с детьми я выделяю 2 этапа.

На первом этапе мы учимся воспринимать художественное произведение согласно авторскому замыслу, понимать смысл, характерные особенности. Мы учимся анализировать художественное произведение (сравнивать героев, их поступки, понимать художественные особенности и художественные приемы, высказывать свое отношение к прочитанному, размышлять, оценивать, делать выводы.

Каждый раз ребенок воспринимает одно и тоже художественное произведение по-разному.

Так, например, дети каждый раз понимают сказку «Колобок» по-разному. После рассказывания детям сказки «Колобок» один мальчик сказал: «Колобок был глупым и бестолковым, не мог повстречать молодую лису». У него спросили: «Почему колобок глупый? Зачем нужна ему молодая лиса?». Ребёнок в ответ: «Если бы он повстречал молодую лису, то она бы все хорошо слышала, и Колобок не стал бы прыгать ей на язычок и петь песню еще разок. Она бы его не съела»

А в следующий раз он решил, что лиса была хитрее Колобка.

Сухомлинский В. А. утверждал: «Сказка, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи»

На втором этапе работы мы учимся применять полученные знания, переносить их в различные ситуации: в игру, в беседу, воплощать их в рисунке, в поделке, в других видах деятельности. Мы придерживаемся деятельностного подхода, способствующего развитию личности.

На примере русских народных сказок мы покажем вам, как дети применяют полученные ранее знания при выполнении заданий. И попрошу вас быть активными участниками при проведении игр.

Практическая часть для воспитателей

Посмотрите внимательно, у нас с вами сегодня необычное занятие. Я предлагаю Вам отправиться в путешествие по сказкам. Но для этого нам надо немного стать детьми. Попробуем? И еще нам надо разделиться на две команды. Посмотрите, на столе лежат волшебные круги. Они доставят Вас в команду. Надо выбрать цвет этого круга. Если он желтый тогда милости просим Вас за этот стол, если синий - Вам сюда. (На двух столах лежат таблички с цветными кругами). Давайте отправляться в путь. Начнем с того, дадим название командам. У Вас есть две минуты, чтобы выбрать себе «Имя».

(В последствии команды называю по имени)

Вот теперь можно начинать. Это будет разминка. Отгадайте загадку: «Знайте, вот

«Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Вот что чудом-то зовут»

Вы правы это белочка. Из какой сказки появилась белка?

(из сказки «О царе Салтане»)

Какая белочка?

(шустрая, красивая, добрая, ласковая, серенькая и т. д.)

Посмотрите, кто это появился? Похожа она на ту, о которой мы с Вами говорили только что?

(Да)

Что это за предмет? (выкладываю дудочку).

(ответы детей)

Как вы думаете, что общего у белочки и дудочки?

(шустрая дудочка, для веселья, для услады, на радость людям и т. д.)

Перед Вами появляются герои одной очень известной сказки. Узнали?

(Герои из сказки «Репка»)

Молодцы, правильно! Как вы думаете, что будет, если в сказку ввести нового героя. Например, (появляется дудочка). Подумайте вместе с командой, и через 3 минуты ответьте. (Пока звучит мелодия, команды переговариваются.)

Дети очень любят играть в игру «Расскажи сказку по-другому».

Цель игры:

научить детей рассказывать сказку от лица другого героя сказки или предмета.

Например, сказка «Колобок от лица тропинки», проходящей рядом с домом: «Я тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягенький, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик.» и так далее. Таким образом, ребенок рассказывает сказку до конца, применяя полученные знания о произведениях художественной литературы в практической деятельности.

Задание творческим группам.

Расскажите сказку от лица лисы. (Тянут карточки)

Расскажите сказку от лица медведя. (Тянут карточки)

Устали? Давайте порисуем. А рисовать мы будем (показываю). .Кто это?

(корова)

Из какой сказки эта прекрасная героиня. Абсолютно верно. Мне нужен один человек, который будет Вас ориентировать на листе бумаги. Остальные будут рисовать с завязанными глазами по очереди. Начнем. Очень симпатичные коровы получились. Молодцы. Спасибо.

Продолжение практической части.

[/h4]Задание творческим группам[/h4]

Задание следующее. Через три минуты вы должны ответить на следующий вопрос. В каких сказках встречаются предметы или сказочные персонажи из металла. (Буратино - золотые монеты, Железный Дровосек - «Волшебник Изумрудного города», меч Ильи Муромца, «Курочка Ряба» - золотое яичко, «Федорино горе» - посуда, «Двенадцать месяцев» - золотое колечко, «Сказка о царе Салтане» - скорлупки золотые у орешек, поэма «Руслан Людмила» - у сказочных рыцарей были железные кольчуги).

Продолжение практической части.

И, наконец, конкурс. Строим волшебный замок из этого конструктора. У каждой команды по одинаковому количеству деталей. Чья команда соберет красивее и главное быстрее, та команда и победит.

Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Теперь можно и превратиться во взрослых.

Вам понравилось? Что Вы почувствовали, став на время детьми?

(рефлексия - ответы воспитателей)

Эти задания можно использовать и как по отдельности, так и на разных занятиях.

Все эти задания способствуют закреплению знаний о художественных произведениях; развивают умение применять художественные приемы, знакомые ребенку; способствуют созданию своих героев, помогают ощутить глубину литературных произведений в ходе практических действий.

Приобщение ребенка к книге способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью. Благодаря произведениям художественной литературы ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Из литературных произведений черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.

Дискуссия

Я поделилась своим опытом. Если у Вас есть вопросы, я с удовольствием на них отвечу.

Закончить нашу встречу хотелось бы словами В. А. Сухомлинского: «Достижения человеческой мысли безграничны. Человек, например, создал множество книг. Покажите детям красоту, мудрость, глубину мысли одной книги, но покажите так, чтобы каждый ребенок полюбил чтение, был готов выйти в самостоятельное плавание по книжному морю».

Публикации по теме:

Формирование словаря воспитанников раннего возраста в процессе приобщение к чтению художественной литературы Знакомство с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образцами устного народного творчества – это определяющий этап в становлении.

Интеллектуально-культурное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы Ковалевская Е. В. МБДОУ г. Мурманска № 140. Интеллектуально-культурное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством художественной.

Конспект НОД по чтению художественной литературы для детей раннего дошкольного возраста «Три медведя» Конспект НОД по чтению художественной литературы для детей раннего дошкольного возраста Тема: Театрализованный показ сказки Л. Н. Толстого.

Конспект ОД по восприятию художественной литературы в подготовительной группе «Путешествие по произведениям Н. Н. Носова» https://youtu.be/JeknC0CpaPM Конспект ОД по восприятию художественной литературы в подготовительной группе (по произведениям Н. Н. Носова).

Мастер-класс «Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста» В методике развития речи принято выделять две формы ознакомления с художественной литературой в детском саду: 1) чтение и рассказывание.

Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению посредством художественной литературы Используется демонстрация книги О. Корнеевой, О. Красс «Лучшая книга малышам» Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного.

Перспективный план полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Месяц Чтение художественной литературы Тема этических бесед Другие виды детской деятельности Сентябрь Э. Успенский «Что у мальчика в кармане».

Преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы Коренное реформирование российского общества, изменение жизненных ценностей, принципов и условий социальной жизнедеятельности людей породило.

Приобщение детей к художественной литературе детей дошкольного возраста Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературе в совместной работе с родителями Ушницкая Мария Гаврильевна.

Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДОПриобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Елена Владимирова..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к произведениям художественной литературы»
Опубликовано: 4 января 2019 в 21:35
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД