МААМ-картинки

Роль тестопластики в развитии речи детей раннего возраста.

Татьяна Ключко
Роль тестопластики в развитии речи детей раннего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы

Роль тестопластики в развитии речи детей раннего возраста. (Из опыта работы)

Я работаю в специализированном доме ребенка. У нас воспитываются дети с различными заболеваниями, очень часто у таких детей наблюдается задержка речевого развития. На своих занятиях по мелкой моторике и сенсорике я пытаюсь различными способами развить речь детей. Любимым занятием для наших детей является работа с тестом, так называемая тестопластика.

Публикация «Роль тестопластики в развитии речи детей раннего возраста,» размещена в разделах

По данным исследованиям учёных доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Ведь известно насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности ребенка.

Лепка – одно из полезнейших занятий для ребёнка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивает наблюдательность, детскую фантазию.

На занятии тестопластикой я широко используем пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. В своей работе я всегда замешиваю тесто в присутствии детей. Даю возможность принять участие ребятам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твёрдое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д.) .

Занятия лепкой из теста помогают развивать не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих целей и задач.

Цели, решаемые в процессе работы с тестом:

1. Познакомить детей с новым видом художественной деятельности – тестопластика.

2. Развивать творческие способностей и образное мышление у детей, через занятия тестопластикой.

3. Развивать мелкую моторику рук малышей.

4. Научить приемам изготовления изделий из соленого теста.

5. Приобщить детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи;

6. Способствовать развитию чувства эмпатии - сопереживания, желания нести радость окружающим

Задачи.

1. Развитие точечных и дифференцированных движений кистей.

2. Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук.

3. Знакомить со свойствами материала.

4. Обучать приёмам лепки.

5. Приобщать детей к народному искусству.

6. Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

7. Развитие речи детей.

Методы, используемые во время занятий тестопластикой

1. Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации) .

2. Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово) .

3. Практический.

Формы работы, используемые на занятиях

1. Индивидуальные.

2. Подгрупповые.

Тестопластика имеет огромные преимущества, по сравнению с другими материалами для лепки, так как тесто:

1. Можно приготовить в любой момент не тратя денег.

2. Легко отмывается и не оставляет следов.

3. Оно безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей. Обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребёнок больше не пытается взять его в рот – невкусно!

4. Если тесто правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет, экологически чистый продукт, не вызывает аллергию.

5. Можно сушить в духовке, а можно – просто на воздухе.

6. Краска пристаёт любая, а возможности для росписи – практически не ограниченны.

7. Поверх краски хорошо ещё покрывать лаком – сохранится на века.

8. С готовыми поделками можно играть – без боязни, что они потеряют форму.

9. Тесто хорошо хранится до следующего применения.

Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

На своих занятиях я предлагаю детям простые картинки и поделки, вполне доступные их пониманию, не требующие много времени для выполнения. Всё это поспособствовало тому, что лепка из теста стала одним из любимых занятий наших малышей. Дети с удовольствием лепят конфеты для кукол, «пекут» булочки, печенье, нанизывают на верёвочку бублики. Из-под маленьких пальчиков появляются смешные портреты цыплят, вновь по дорожке катится колобок - румяный бок, на тарелочке располагаются аппетитные вишенки.

В процессе работы с детьми раннего возраста я разработала план, который включает в себя знакомство с тестом и его свойствами, изготовление поделок методом надавливания и размазывания, изготовления простейших поделок методом скатывания и раскатывания, соединения деталей, вдавливание различных предметов и материалов в основу из теста, вырезывание фигурок с помощью формочек.

Занятия проводятся по подгруппам (2-3 человека). Дети располагаются вокруг стола, и я сажусь с ними рядом. Чтобы вызвать интерес малышей к изготовлению поделки, на каждом занятии обыгрывается какой-либо сюжет. Так, например, предлагается детям вылепить вкусные конфеты для кукол, тем более, что после новогодних праздников остались такие красивые фантики. Малыши старательно лепят, кладут «конфетки» в вазочку, куклы «приходят» в гости и «пьют» чай с конфетами. А на следующее занятие к детям приходит в гости грустный зайчик. Он приносит с собой картинки с нарисованными на них ниточками. Оказывается, на этих ниточках были воздушные шарики, но они лопнули. Как же помочь мишутке? Ну, конечно же «надуть» новые шарики! Скорее за работу! И вот уже зайка улыбается, потому что у него теперь снова много воздушных шаров. И дети довольны – ведь это они помогли зайчонку.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом я веду непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей раннего возраста стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно сказать, что занятия «тестопластикой» - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Для своих занятий я стараюсь подбирать сюжеты, близкие жизненному опыту детей. Они позволяют уточнять уже усвоенные ими знания, расширять их, применять первые варианты обобщения. Так, во время лепки уточки, дети узнают, что она умеет плавать, нырять, а когда мы лепили цыплёнка, малыши вспомнили, что он любит искать червячков. А груша и яблоко вместе называются – фрукты. На таких занятиях дети лучше усваивают знания о цвете, форме, величине, количестве предметов и их пространственном расположении. Так, во время лепки воздушных шариков перед детьми ставится несколько задач: выбрать цвет (красный или зелёный, форму (круглый или продолговатый, а чтобы шары не улетели, их надо прикрепить к ниточке. Решая такие задачи, дети вспоминают: чтобы получился круглая лепёшка, нужно сначала скатать шар, а затем расплющить его, а продолговатый зелёный шарик получится из «столбика».

В процессе занятий малыши осваивают различные приёмы, необходимые для работы с тестом: скатывание шара, раскатывание столбика, надавливание, расплющивание. По мере того как основные навыки детей формируются, я предлагаю больше возможностей для самостоятельной работы, то есть даю им определённую свободу выбора вариантов при изготовлении поделки. Например, даю детям на выбор тесто разных цветов, или предлагаю различные элементы украшений. Я считаю, что такой подход позволяет развивать воображение, творческое начало личности ребёнка. Все работы, выполненные на занятии, аккуратно складываются в одном месте, организуется небольшая выставка. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Ведь нашим детям раннего возраста необходимо постоянное внимание, похвала и одобрение. На своём опыте я убедилась, что ожидание детьми такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому на каждом занятии я хвалю своих маленьких творцов и радуюсь вместе с ними каждой новой поделке. Я надеюсь, что такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.

Рецепт соленого теста, которое я использую на занятиях: Нам понадобятся: 1 чашка муки, 1 чашка воды, 1/4 чашки соли, 2ч. л. пищевой лимонной кислоты (в порошке, 1 ст. л. растительного масла, пищевой краситель. Просто соединяем все ингредиенты в кастрюльке. Ставим его на средний огонь и принимаемся мешать. Надавите аккуратно на тесто (оно горячее, оно не прилипает и стало сухим. Выкладываем его и слегка разминаем в руках. Все, прикрываем пакетиком, ждем несколько минут, чтобы остыло и можно лепить.

Публикации по теме:

В чём причина задержки развития речи у ребёнка трех лет Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Совершенствование речи, т. е.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль тестопластики в развитии речи детей раннего возраста.
Опубликовано: 13 февраля 2015 в 16:46
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль тестопластики в развитии речи детей раннего возраста.» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ключко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД