наталья федорова
Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
У ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение : игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом.
Публикация «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Учитывая, что ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного детства является игра, ее используют с целью активизации процесса обучения дошкольников.
В практике дошкольного воспитания особая роль принадлежит дидактическим играм, как средству обучения и всестороннего развития детей. Дидактические игры используются при выполнении всех разделов программы, в том числе при обучении дошкольников математике.
Работу по формированию элементарных математических представлений следует начинать с детьми второй группы раннего возраста. Детей третьего года учат сравнивать и подбирать предметы по цвету, форме, величине, соотносить их друг с другом, прокатывать мячи через воротца соответсвующего размера (большой мяч через большие ворота, маленький через маленькие, собирать пирамидки,чередуя колечки по цвету, пирамидки из колец разного размера в определенной последовательности и т. д.
В дальнейшей работе учитывать имеющиеся особенности и возможности детей определенного возраста, использовать материал с доступным математическим содержанием.
Все дидактические игры условно можно разделить на несколько групп :
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры - путешествия во времени.
3. Игры на ориентировку в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
С помощью игр закрепляются знания детей в прямом и обратном счете, в правильном употреблении как количественных так и порядковых числительных, в преобразовании равенство в неравенство и наоборот. Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры «Задумай число», «Число, как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Которой игрушки не стало?» используются на занятиях и в свободное время с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра «Считай, не ошибись» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. Для закрепления порядкового счета помогают таблицы с героями из сказок «Репка», «Теремок» (Кто будет первым? Кто идет второй? Которая по счету Жучка? и т. д.)
В старшей группе детей знакомят с днями недели. Для того, чтобы дети лучше запоминали названия дней недели, их обозначают кружками разного цвета. Проводится беседа о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету : понедельник – первый день, вторник – второй и т. д. С целью закрепления названий дней недели и их последовательности проводится игра «Живая неделя». В игре участвуют семь детей, каждому дается кружок определенного цвета, обозначающий день недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Затем можно усложнить игру, что строиться дети начинали с любого другого дня недели. Использование разнообразных дидактических игр «Назови дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год» помогают детям быстро запомнить названия дней недели, месяцев и их последовательность.
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко с помощью дидактической игры «Где зазвонил колокольчик?». Д/игра «Какой игрушки не стало и где она стояла?» помогает овладеть умением определить словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник» и многие другие.
С целью закрепления знаний о геометрических фигурах проводятся игры типа «Лото». Детям предлагают картинки (3-4 шт. каждому, на которых они отыскивают фигуру, подобно той, которую демонстрирует педагог. Затем дети рассказывают, что они нашли. Игры «Геометрическая мозаика», «Сложи картинку из фигур» также способствуют закреплению знаний о геометрических фигурах.
Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. С целью развития у детей мышления можно использовать задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков на поиск чисел. Знакомство с такими заданиями начинать надо с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент в играх : «Какая фигура следующая», «Продолжи ряд», «Что пропущено». После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, предлагается выполнить такие задания, в которых необходимо чередовать предметы, учитывая одновременно цвет и величину.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Это «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра» и другие. Детям нравится составлять изображения по образцу, по собственному замыслу. Они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.
Дидактические игры помогают детям лучше усвоить программный материал, правильно выполнить сложные задания. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса. Кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей,оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей, нужно стремиться, чтобы радость от игр перешла в радость учения.