Галина Гузь
Опыт «Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому направлению развития детей
Воспитатель Гузь Галина Васильевна
Публикация «Опыт „Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорное развитие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском саду и в школе. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир, во многом зависит его психическое развитие.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Учитывая актуальность данной проблемы и накопленного опыта, мною была предпринята попытка активизировать работу по сенсорному воспитанию малышей в своей группе. Однако мною был выявлен ряд проблем:
- недостаточное внимание уделялось созданию разнообразной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию;
- не складывалась система интеграции сенсорного воспитания в образовательном процессе;
- не всегда наблюдались партнерские взаимоотношения педагогов и родителей по сенсорному воспитанию детей, не достаточно по этому вопросу подготовлены родители, что является существенной проблемой в закреплении навыков малышей.
Результат анализа проблем позволил изменить структурно-содержательную работу по данному направлению, а именно был сделан анализ перечня средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования в группе, обеспечивающих развитие сенсорных эталонов у детей. Была отслежена игровая зона в группе по сенсорному воспитанию, разработана структура интеграции сенсорного воспитания в разных образовательных областях.
Новизна моего опыта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически.
Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников».
Цель: формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.).
Для достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:
- изучить и проанализировать проблему сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста;
- изучение динамики уровня сенсорного развития детей;
- подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей посредством дидактических игр;
- развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
- формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);
- учить способам обследования предметов;
- познакомить детей с дидактическими играми;
- развивать аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетании цветов, различать форму предметов, выделять отдельные измерения величины);
-взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
Для реализации поставленных задач было изучено огромное количество литературы, методических пособий и современных публикаций в которых большое значение отводилось именно сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Исследования показали огромное значение сенсорного развития для формирования у детей общепринятых эталонов. И для того чтобы на начальном этапе исследования выявить уровень осведомленности дошкольников о цвете, форме и величине предметов необходимо было провести диагностическое исследование. Для этого мною были отобраны дидактические игры, способствующие выяснено уровня сенсорного видения ребенка.
Результаты исследования показали, что у детей младшего возраста слабо развиты сенсорные представления о форме предметов, не все дети знают и умеют различать основные цвета, не умеют различать предметы по свойствам и принадлежностям.
Для эффективности развития у детей сенсорных эталонов использую следующие методы и приё мы:
• Игровые — эта форма учебного процесса, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
• Практические-во время их применения использую следующие приемы: планирование, выполнение задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков.
• Экспериментирование один из основных методов познания. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.
• Моделирование - моделированием стимулирую развитие исследовательских способностей детей, привлекаю их внимание к признакам предмета, помогаю определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.
Дидактическая игра таит в себе большие возможности, заключающиеся в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Успешное формирование сенсорных представлений у детей возможно в условиях целенаправленного педагогического процесса, в основе которого лежат следующие принципы:
• Принцип систематичности и последовательности – у детей взаимосвязано формируются представления, последовательный переход от одних знаний к другим, от познания простого к более сложному, от прочного усвоенного к новому.
• Принцип деятельного подхода – в процессе обучения большое внимание уделяю поддержанию интереса к выполнению практических действий, путем использования наглядности, практических действий, игровых приемов, значимых для ребенка вигровых ситуаций.
•Принцип активности – предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности и инициативы.
• Принцип логического мышления – формирую у детей навыки работы с объектами из плоскостных фигур, обучаю анализировать, сравнивать, делать выводы в достижении поставленной цели.
• Принцип наглядности – предназначен для связи зрительного восприятия с мышлением. Я считаю, что наглядность облегчает выполнение дидактических заданий и упражнений, развивает интерес к дидактическим играм, ускоряет формирование сенсорных представлений.
. Принцип психологического комфорта каждого ребёнка - проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь их инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребёнка уверенности в себе и в своих возможностях. Важно поддерживать его не только действием, но и словами : «Какой ты молодец, я знаю ты сможешь и. т. п.)
Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы:
• непосредственно образовательную деятельность;
• игры –экспериментирования;
• проектную деятельность;
• художественное творчество;
• наблюдение;
• дидактические игры.
В своей работе использую игры с прищепками, с пирамидками «Собери пирамидку», с кубиками «Построй такую же башенку», «Ёлочки, грибочки», игры с мозаикой «Собери цветок», игры на фланелеграфе, «Спрячь картинку»,«Найди окошко для фигурки», игры на классификацию геометрических фигур
(форма, цвет, размер, «Что лишнее», игры шнуровки, застёгивание пуговиц, молний, липучек.
Мною было изготовлено дидактическое пособие «Сенсорный куб».
Цель: развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности, воспитывать малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе.
Для успешной организации сенсорного развития детей в группе создана предметно - развивающая среда.
Моя работа по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Так как родители являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Между мной и родителями сложились, партнерские отношения. Родители являются активными участниками образовательного процесса: проводили игры, совместные прогулки, экскурсии, участвовали в развлечениях, праздниках.
Я провела для родителей целенаправленную работу по сенсорному воспитанию : родительские собрания «Сенсорное воспитание : средства, формы, методы»; «Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и речи»; конкурс «Рисуем вместе с мамами и папами»; выставку литературы, игр, пособий по познавательно-практической деятельности; практические рекомендации «Игры с песком», «Игровые комплексы для детей», «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно-двигательной координации», «Развитие творчества ребенка»; консультации «Роль театрально-игровой деятельности в развитии восприятия детей младшего дошкольного возраста», «Влияние движений, речи на развитие сенсорного восприятия малышей»; анкетирование на выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников.
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов.
Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования дидактических игр по сенсо-моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Вывод
Дидактическая игра является эффективным средством развития сенсорных представлений у детей дошкольного возраста. Но только в том случае, если использовать её в занимательной, увлекательной форме. Ведь играя, ребенок испытывает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Играя, ребенок приобретает новые знания, навыки, умения и развивает творческие способности.