Приложение МААМ

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Оксана Милова
Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Какой должен быть наш выпускник? Прежде всего, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., имеющий сформированные предпосылки к учебной деятельности. Поэтому, перед нами педагогами становится актуальным поиск таких форм и методов работы с детьми, которые помогут стать дошкольнику успешным, сначала в детском саду, затем в школе.

Публикация «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах

Главная задача воспитателя - разбудить интерес к познанию, а интерес постепенно вырабатывает навыки усвоения знаний, далее этот процесс переходит в потребность к систематической умственной деятельности.

Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Ведь еще в середине XVII века Я. А. Коменский утверждал про детей: «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».

Проблема формирования элементарных математических представлений у дошкольников актуальна во все времена. Предматематическая подготовка, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических представлений. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы ДОО и направлен прежде всего на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Отличительными его чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.

Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Только в игре ребенок радостно и легко, раскрывает свои способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Для формирования этих навыков я решила провести в нашей группе неделю посвященную дидактическим играм для формирования элементарных математических способностей.

Цель проекта:

• Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Задачи проекта:

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников.

Участники проекта:

• Воспитатели группы

• Воспитанники (4-5лет)

• Родители

Основные технологии:

Название технологии Задачи Формы организации

Личностно-ориентированные технологии • • Индивидуальный подход к воспитанникам,

• Игры, упражнения, занятия

Социоигровые технологии • • Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия.

• работа в малых группах на занятиях, игры с правилами

Здоровьеразвивающие технологии • Овладение набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья

• Подвижные игры

Управленческие технологии • проектирование педагогического процесса. методики исследования.

Реализация этапов проекта:

1. Организационный этап

• сообщение родителям о проекте

• подбор и изготовление дидактических игр

• подбор сюжетно ролевых игр

• подбор подвижных игр

• подбор методической литературы

• написание проекта

Предполагаемая дата проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственный за выполнение

сентябрь

Изучить специальную литературу по теме. воспитатели

Провести диагностику по программе «Детство», раздел формирования элементарных математических представлении детей младшего возраста воспитатели

Разработать и внедрить перспективный план использования дидактических игр с математическим содержанием.

воспитатели

Поставить задачи для реализации плана. воспитатели

Составить картотеку дидактических игр для формирования элементарных математических представлений. воспитатели,

Изготовить дидактические игры по разделам математики воспитатели

Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы, оформив математический уголок воспитатели

Вовлечь родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования дидактических игр.

воспитатели

Определить эффективность перспективного плана по использованию дидактических игр с математическим содержанием в работе с детьми. Воспитатели, старший воспитатель

2. Основной этап. Реализация плановых мероприятий

Интеграция образовательных областей Наименование

мероприятия Ответственный за выполнение

Практический труд совместно с детьми Изготовление дидактической игры : «Волшебные точки» Воспитатели, воспитанники

Познавательное развитие Изготовление дидактических игр :

«Геометрический конструктор»

«Математические пазлы»

"Геометрическое лото"

Соотнеси количество с цифрой"

Многофункциональное пособие «Всезнайка»

Воспитатели

Физическое развитие П/и «Замри»

П/и «Воробушки» Воспитатели,

руководитель по физической культуре, воспитанники

Социально — коммуникативное развитие Игра "Запрещенное движение"

Воспитатели, воспитанники

Художественно-эстетическое развитие Лепка: «Птицы нашего края»

Воспитатели,

воспитанники

Речевое развитие Словесная игра «Я начну, а ты продолжишь»

Воспитатели, воспитанники

Разучивание стихотворения Самуила Яковлевича Маршака «Веселый счет» (цифра 4)

Воспитатели, воспитанники

3. Заключительный этап

• выставка для родителей "Дидактические игры для ФЭМП своими руками"

Планируемые результаты:

Развитие элементарных математических способностей, интеллекта, навыков культуры речевого общения, совершенствования эстетического и нравственного отношения к окружающему.

Диагностический инструментарий:

Диагностика математического развития детей

среднего дошкольного возраста

I. Уровень знаний о количестве,

умение считать в пределах 5. 1. Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики».

Материал : кубики (по 6-7 шт.) разной величины и цвета.

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

- Что ты видишь на столе?

- Сколько кубиков на столе всего?

- Чем отличаются кубики друг от друга?

- Посчитай кубики по порядку.

- Который по счету желтый кубик? (Красный и т. д)

- Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (Втором, третьем.)

- Покажи 3 красных и 3 зеленых кубика.

- Что можно о них сказать?

2. Дидактическое упражнение «Прилетели бабочки». Материал : у ребенка двух полосная карточка, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на подносе лежат бабочки (больше 5).

1 балл - ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.

2 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

3 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

Сколько бабочек в верхнем ряду? Возьми с подноса столько же бабочек и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем ряду). «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5, а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество

II. Уровень знаний об эталонах величины. 1. Дидактическое упражнение «Посади елочки».

Материал : плоскостные елочки, разные по высоте (2 шт.).

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте? «Посади» елочки в порядке убывания (возраста ния, используя слова «выше», «ниже».

2. Дидактическое упражнение «Сравни дорожки». Материал : две дорожки разной длины и ширины, теннисный

шарик.

Содержание диагностического задания:

Инструкция. Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.

• Покажи длинную дорожку (короткую).

• Что можно сказать о ширине дорожек?

• Покажи широкую дорожку (узкую).

• Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке. 1 балл - ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше - ниже, длиннее - короче.

2 балла - ребенок сравни вает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

3 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения.

III. Уровень знаний о геометрических фигурах. 1. Дидактическая игра «Найди такие же фигуры». Материал : два набора (у воспитателя и у ребенка) фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб) разных размеров - большие и маленькие.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает ребенку какую-либо фигуру и просит найти такую же и назвать ее. 2. Дидактическая игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой». Материал : предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник и др.).

Содержание диагностического задания:

Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок - квадрат, мяч - шар, стакан - цилиндр, окно, дверь - прямоугольник и др.

1 балл - ребенок различает и правильно называет толь ко круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.

2 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.

3 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами.

IV. Ориентировка в пространстве. 1. Дидактическая игра «Поручение».

Материал : набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.

Содержание диагностического задания:

Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.

Инструкция. Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя, машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку - справа.

2. Дидактическая игра «Назови, что видишь».

Содержание диагностического задания: По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки. 1 балл - ребенок не справляется с заданиями даже при помощи взрослого.

2 балла - ребенок после дополнительных инструкций справляется с задания ми. Не знает левую и правую руки.

3 балла - ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

V. Ориентировка во времени. Игровое упражнение «Когда это бывает?».

Материал : картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.

Содержание диагностического задания:

Инструкция. Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели. - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п. 1 балл - ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели.

Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра.

2 балла - ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели.

3 балла - ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов : вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели.

Высокий уровень - 13-15 б

Средний уровень - 8-12 б

Низкий уровень - 5-7 б

Для определения эффективности своей работы провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей среднего дошкольного возраста.

Основная цель, которой — выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Проведённая диагностика показала, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

Я пришла к такому выводу, что большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.

Список используемых источников:

1. Колесникова Е. В. Математика для детей 4—5 лет : М. : ТЦ Сфера, 2012. — 96 с. (Математические ступеньки).

2. Белошистая А. Дошкольный возраст : формирование первичных представлений о натуральных числах// Дошкольное воспитание, №8, 2012.

3. Ерофеева Т. И. Методика работы с математическим материалом// Ребенок в детском саду, 2012, №6.

4. Степанов В. А. Арифметика. Учебник для малышей. М. : ООО «Издательство «Фламинго», 2010.

5. Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры от трех до семи лет. - М. : ООО Издательство «ДОМ. 21 век», 2009.

6. Фалькович Т. А. Формирование математических представлений : занятия для дошкольников М. : ВАКО, 2009.

7. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.

8. И. А. Помораева, В. А. Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сад

9. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду.

10. https://rutracker.org

11. https://www.clubkarapuz.ru

12. https://www.teremoc.ru

13. https://jirafenok.ru/matematika/

14. https://pochemu4ka.ru

15. https://doshkoljatam.ru

16. https://doshvozrast.ru

Приложение №1

Дидактическая игра «Волшебные точки»

Цель игры:

1. Упражнять детей в ориентировке в пространстве (на листе бумаги в клетку);

2. Развивать внимание, память, умение работать с образцами.

Методика:

1 вариант (простой) :

Детям даётся карточка с заданием — образцом и пустая карточка. Ребёнок должен в соответствии с образцом выложить фишки на пустой карточке (по клеточкам)

2 вариант игры — вариативность (усложнение)

Тоже самое, что и 1 вариант, только ребёнок должен выложить фишки по памяти (без образца).

ОО «Познавательное развитие»

Дидактическая игра «Геометрическое лото»

Цель: формирование понятий «Форма» и «Цвет».

Задачи:

• развитие внимания, умения сравнивать, точно определять и подбирать геометрические фигуры

• развивать мелкую моторику рук.

Игровой материал : игра представлена пятью карточками, разделёнными на клетки, в каждой из которых находится геометрическая фигура определённого цвета и мешочек с набором геометрических фигур.

Игровая задача: первым закрыть все геометрические фигуры на своей карточке.

Дидактическая игра «Математические пазлы» (настольно-печатная игра).

Используется как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

Интересные математические пазлы для детей, изучающих счет в пределах 10. Для того чтобы получилась картинка необходимо собрать полоски с цифрами по порядку.

Цель игры:

• систематизировать знания детей чисел от 1 до5 (10);

• закреплять навыки счета в пределах 5 (10);

• развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности;

• пробуждать интерес к предмету через игру

Задачи игры:

• закрепление счета от 1 до 10

• подготовка детей к изучению сложения и вычитания

• акцентировать внимание на месте числа в ряду других чисел

-способствовать развитию логического мышления: умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод; произвольного внимания, памяти, самопроверки и самоконтроля.

• выполнять задания поискового характера

• учиться применять знания в измененных условиях

• способствовать воспитанию у обучающихся чувства товарищества и дружбы; привитию интереса к счету.

Дидактическая игра «Лото с геометрическими фигурами»

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами подбирать предметы по геометрическому образцу.

Дидактическая игра «Соотнеси количество с цифрой»

Цель: закрепление счета в пределах 10, коррекция внимания, зрительного восприятия.

ОО «Физическое развитие»

Подвижная игра «Замри»

Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека.

Ход игры: Все должны передвигаться по площадке, а по команде ведущего «Раз, два, три, замри» — остановиться. Произнося эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением позы человека. Ребята должны замереть в той же позе. Тот, кто примет неправильную позу, выбывает из игры.

Подвижная игра «Воробушки»

Цели: развитие ловкости, активизация звука [ч] в звукоподражании.

Ход игры: Дети (воробушки) сидят на скамейке (в гнездышках) и спят. На слова педагога: «В гнезде воробушки живут и утром рано все встают», дети раскрывают глаза, громко говорят: «Чирик — чик — чик, чирик — чик — чик! Так весело поют».

После этих слов дети разбегаются по участку. На слова педагога: «В гнездышко полетели!» — возвращаются на свои места.

ОО «Художественно — эстетическое развитие»

Продуктивная деятельность (лепка из пластилина) : «Птицы нашего края»

Цель: Закрепить знание детей о птицах родного края, умение передавать образ птиц в лепке.

Задачи:

1. Закрепить умение лепить птицу комбинированным способом.

2. Умение использовать разные приемы лепки (оттягивание, сглаживание)

3. Продолжать формировать умение лепить мелкие детали, пользоваться стекой.

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

ОО «Социально — коммуникативное развитие»

Игра «Запрещенное движение»

Ход игры. Дети стоят полукругом. Педагог стоит в центре и говорит: «Следите за моими руками. Вы должны в точности повторять все мои движения, кроме одного: вниз. Как только мои руки будут опускаться вниз, вы должны поднять свои вверх. А все, остальные мои движения повторяйте за мной. Взрослый делает различные движения руками, периодически опуская их вниз, и следит за тем, чтобы дети в точности выполняли инструкцию. Если детям нравится игра, можно предложить любому желающему побыть вместо воспитателя в роли ведущего.

ОО «Речевое развитие»

Словесная игра «Я начну, а ты продолжишь»

Цель: развитие памяти, внимания, речевой активности.

Ход игры: педагог читает отрывки из стихотворений знакомых детям. Дети должны произносить пропущенные слова.

Где обедал воробей?

В зоопарке у. (зверей).

Вы не стойте слишком близко:

Я (тигренок, а не (.).

Ветер по морю (.)

И (.) подгоняет. И т. д.

Разучивание стихотворения С. Маршака «Веселый счет» (цифра 4)

Цель: развитие памяти, внимания, речевой активности.

Приложение №2

Публикации по теме:

Дидактическая игра для формирования элементарных математических представлений у детей средней группы «Волшебные мешочки»Дидактическая игра для формирования элементарных математических представлений у детей средней группы «Волшебные мешочки» Актуальность: Для некоторых детей наиболее трудным предметом на первых годах обучения в школе становится математика. Это объясняется тем,.

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений «Жадный крокодил»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений «Жадный крокодил» Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений "Жадный крокодил". Цели игры: формирование и закреплений понятий.

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений «Сколько капелек у тучки?»Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений «Сколько капелек у тучки?» .

Игра как средство развития математических представлений дошкольников Игра – лучший способ познания для детей дошкольного возраста. В их жизни игра занимает такое же важное место, как работа в жизни взрослых.

Статья «Конструктор Лего как средство формирования математических представлений у дошкольников» В нашем детском саду воспитателями старшей группы были разработаны игровые упражнения, и интегрированные занятия по формированию математических.

Проект «Игра как средство закрепления элементарных математических представлений у старших дошкольников» (фотоотчет)Проект «Игра как средство закрепления элементарных математических представлений у старших дошкольников» (фотоотчет) ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА «Игра, как средство закрепление элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста» Цель.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования элементарных естественнонаучных представлений у детей Познавательная деятельность связана с изменениями, происходящими в жизни современного общества. Малыш – природный исследователь окружающего.

Развивающие игры как средство формирования математических представлений у младших дошкольников «Природа формирует свои законы языком математики» - писал Г. Галилей. Действительно, знакомство с математикой дает возможность увидеть,.

Занятие по развитию формирования элементарных математических представлений в старшей группе «Поможем Незнайке» Программные задачи: • Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. • Совершенствовать.

ЗММ как средство развития элементарных математических представлений у детей 5–7 лет “Математика…выполняет порядок, симметрию и определенность. А это важнейшие виды прекрасного” Аристотель В последние десятилетия возникли.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Опубликовано: 16 марта 2016 в 20:48
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Милова (УИ 191484) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД