Оксана Петровичева
Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. От того на сколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вмещается живительный поток представлений, понятий.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение и является серьёзной формой воспитания. Игра для дошкольников – учёба, труд, познания окружающего мира. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения и навыки. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, логического мышления, развитию творческих способностей, развитию способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформировать логически обоснованную гипотезу и т. д. направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Именно огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчё ркивает: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой освоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми в целях обучения и воспитания детей.
Практические особенностидидактических игр заключается в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и восприятия детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Детей в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Можно выделить следующие особенности игры дошкольника:
1. Игра является наиболее доступным и ведущем видом деятельности дошкольного возраста.
2. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств.
3. Все психологические новообразования берут начало в игре.
4. Игра сопутствует формированию всесторонней личности ребёнка, приводит к значительным изменениям в его психики.
5. Игра – важное средство умственного развития ребёнка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
Дидактическая игра имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность.
Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры :
1. дидактическая задача;
2. игровые действия;
3. правила игры;
4. результат.
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений условно делится на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами;
2. Игры – путешествия во времени;
3. Игры на ориентировку в пространстве;
4. Игры с геометрическими результатами;
5. Игры на развитие логического мышления.
К первой группеигр относятся обучение детей счёту в прямом и обратном порядке, знакомство с образованием всех чисел в пределах 10/20, путём сравненияравных и неравных групп предметов, сравниваются две группы предметов.
Изучения количественных отношений процесс сложный, поэтому их усвоение вызывает у детей значительные трудности. Следует подбирать игры в соответствии с программными требованиями при этом учитывать возможности участие детей в игре и интерес к ним. Перед играми с более трудным математическим содержанием следует использовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения т. к. у детей дошкольного возраста трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, даже очень полезной, необходимо больше внимания уделять играми с различными вариантами, т. е. видоизменять.
Игры «Чудесный мешочек», «Считай не ошибись», «Что бывает по два (три, четыре, пять?», «Какой игры не стало?», «Исправь ошибку», «Назови соседей»,
«Составь цифру», «Задумай число» и т. д.
Вторая группаматематических игр (игры – путешествия во времени). Так как у детей нет абстрактного мышления и для понимания таких понятий как неделя, месяц, время суток и т. д. имеет большое значение использования дидактических игр «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Что мы делаем?», «По порядку стройся» и т. д.
В третью группу входят игры на ориентировку в пространстве. Задача игр –научить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях определять своё место по заданному условию. Дети в этих игровых овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому и к себе: игры «Художник», «Кто больше», «Где игрушка?».
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, квадрата и т. д., обследовать геометрическую форму предметов, упражняются в различении форм.
«Найти такой же», «Чудесный мешочек», «Какую геометрическую форму напоминает дно тарелки?» и т. д.
Игры на логическое мышление. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей и детей так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию непосредственного мышления, развивают сенсорные способности пространственные, смекалку и сообразительность. В ходе обучения способам решение задач на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоение детьми умение и навыки готовили ребят к более сложному действию. Цель – учить детей приёмом самостоятельного поиска решений задач, не предлагая готовых способов, образов решения.
В ходе игр дети осваивают игры на воссоздание образных фигур, сюжетных изображений. «Как это можно использовать?», «Назови одним словом».
Важное условие эффективности обучение математике – это внимание детей. Поэтому большое значение следует уделять воспитанию произвольного внимание у дошкольников. Для того в занятие необходимо включать специальные упражнения и задания.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.
Дидактические игры на занятии по ФЕМП благотворно влияют на усвоение элементарных математических представлений у старших дошкольников и способствует повышению уровня математического развитие детей.