Алена Уклеина
Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Учитывая адаптационный период детей, занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе проводятся со второй половины сентября один раз в неделю (32 -34 занятия в год).
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры.
Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых во время организованно образовательной деятельности, а также, в свободное время помогает детям усвоить программный материал.
Целью нашей работы является: формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр.
Для себя мы определили следующие задачи :
Формирование у детей умения анализировать предметы, выделяя такие их признаки, как цвет, форма, величина.
Формирование у детей умения выделять некоторые пространственные и временные отношения между предметами.
Формирование умения устанавливать количественные соотношения.
Работу с детьми мы начали с построения предметно-развивающей среды. Изучив задачи данной возрастной группы, наполнили среду атрибутикой, пособиями, дидактическими играми, направленными на их решение.
Среда детей 2 младшей группы более стабильная, включает пособия на развитие мелкой моторики, 2-3 вида мозаики, наборы разрезных картинок (4-6 частей, пирамидки, матрёшки, и дидактически игры на основные задачи развития детей 4-го года жизни.
Дидактические игры могут решать как единичную задачу, так и быть полифункциональными: решать несколько дидактических задач. Например, в дидактической игре «Весёлый мяч», решаются конкретные задачи на ориентировку от себя: подними мяч вверх, опусти мяч вниз и т. п.
В дидактической игре «Нарисую я картину», решаются задачи на ориентировку в пространстве и закрепление основных цветов: желтое солнце на небе вверху, красный цветок на полянке внизу, синие тучки на небе вверху, около красного цветка вырос желтый одуванчик и т. д.
Интересны детям для закрепления пространственных представлений дидактические игры, созданные по мотивам знакомых русских народных сказок, например «Репка», «Теремок», «Рукавичка» и др.
При формировании у детей знаний о величине мы использовали дидактические игрушки : вкладыши, матрёшки, пирамидки.
Для ознакомления детей с ситуаций убавления и добавления, изменения количества была придумана игра с использованием зарифмованных игровых задач. В младшем возрасте дети любят стихи, быстро их запоминают, а выполнение заданий с использованием стихотворных строчек делает игру интересной и занимательной. Например:
• «Каждой белочке по тарелочке» – на верхнюю полоску выкладывают изображение белочек, на нижнюю полоску столько же тарелочек, дети знакомятся в игровой форме с ситуациями изменения количества (добавления и убавления);
• «Каждой Нюше по груше»;
• «Каждой козочке по розочке»
• «Каждому комарику по шарику»;
• «Каждой бабочке по шляпочке» и т. п.
В процессе проведения ООД мы использовали следующие дидактические игры, которые условно разделили по дидактической цели игры :
Игры путешествие во времени: «Когда это бывает», «Наш день»,«Что мы делаем?».
Игры на ориентирование в пространстве: «Кто впереди, кто сзади», «Расставим игрушки», «Куда закатился мяч?»,
Игры с геометрическими фигурами: «Какие бывают фигуры», «Волшебники» (палочкиКюизенера, «Геометрическое лото», «Составь пару», «Подбери заплатку», «Найди все фигуры, как эта» (блоки Дьенеша).
Игры на развитие умения сравнивать предметы : «Спрячь зайца», «Подбери гараж», «Одень куклу», «Подбери чашку к блюдцу», «Матрёшкины подружки», «Веселый поезд», «Подбери лыжи», «Весёлые дорожки».
Игры на развитие внимания, мышления: «Разложи правильно», «Найди не такую фигуру, как у меня», «Сложи фигуру», «Волшебные дорожки»
Дети научились выделять и называть форму, размер предметов, находить предметы по указанным свойствам, сравнивать и обобщать предметы. А также, путём практического сравнения и зрительного восприятия самостоятельно выявляют отношения равенства и неравенства по размеру и количеству, активно пользуются числами (1,2,3, словами «сначала — потом», «утром – вечером»; поясняют последовательность действий.
В заключение своего отчета хочу отметить, что с помощью дидактических игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!