Татьяна Чуракова
«Родительский клуб как модель групповой консультативной работы с семьями воспитанников с нарушениями в развитии»
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Публикация «„Родительский клуб как модель групповой консультативной работы с семьями воспитанников с нарушениями в развитии“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.
В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном, и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.
Исходя из этого возникла идея создания родительского клуба в детском саду.
Цель которого – способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества: родитель - ребенок, педагог – родитель, педагог – ребенок.
Задачи:
1. Расширение возможностей понимания своего ребенка
2. Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком
3. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком
4. Активизация коммуникаций в семье
5. Решение актуальных проблем воспитания ребенка с нарушениями в развитии.
Специфика работы с родителями разных возрастных групп :
Преддошкольный возраст – групповые и индивидуальные консультации с родителями, беседы
Дошкольный возраст – игры, тренинги, групповые и индивидуальные консультации.
Старший дошкольный возраст – игры, тренинги, семинары-практикумы, участие в совместных проектах, групповые и индивидуальные консультации.
Методические средства, используемые в работе клуба :
Групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию нового, устраняет эмоциональную предвзятость.
Используются следующие виды групповых дискуссий :
• Биографическая
• Тематическая
• Ориентация на взаимодействие
• Анализ ситуаций
• Ролевая
• Психодрама
• Информирование
• Тренировка эффективного поведения (тренинг)
• Проективное рисование
• Психогимнастика
• Музыкотерапия
• Диагностические процедуры
Каждое занятие состоит из 3 частей: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении ведущий сообщает тему занятия, задает вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а в завершении каждого занятия проводится итоговая рефлексия.
Оборудование и оснащение:
• аудиозаписи для проведения релаксации, психогимнастики
• фотоаппарат
• канцелярские принадлежности
• наглядные пособия
• раздаточный материал (по количеству участников)
Помещение для занятий должно позволить расставить стулья для участников по кругу.
Результаты работы :
• Результатом реализации данной работы станут изменения, произошедшие в общении родителей и детей. На качественно новый уровень должны подняться следующие умения родителей :
- установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;
- улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
- достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
- выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
- устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.
- приобретение уверенности в себе;
- укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;
- обучение приемам саморегуляц3ии психического состояния;
- приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;
- формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.
• Умение анализировать свои действия и проявлять самокритичность по отношению к себе.
• Умение правильно реагировать на действия ребенка и использовать сложившиеся ситуации в воспитательных целях.
• Изменение стиля взаимодействия с детьми.
Используемая литература
Глебова С. В. Детский сад – семья : аспекты взаимодействия. Воронеж ТЦ «Учитель», 2005г.
Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. С. -Пб. «Речь», 2002г.
Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Москва-Воронеж НПО «МОДЭК», 1999г.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать Ч. 1-4. М. : 2000г.
Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону «Феникс», 2004г.
Эйдемиллер Э. Г, Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи, С. -Пб. «Питер», 2001г.
Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / Т. В. Башаева, Н. Н. Васильева, Н. В. Клюева и др. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001г.