Марина Тимина
«Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников» (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация на тему «Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников»
Хочу напомнить вам о Приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (далее ФГОС ДО).
Публикация «„Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников“ (опыт работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
• ФГОС является основой для оказания помощи родителям (законным представителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Одним из непременных условий воспитания ребёнка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников
Вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей, повышению их родительско-педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе.
Основные принципы организации работы с семьёй :
• Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть как живёт и развивается его ребёнок);
• - Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• - Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• - Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.
В настоящее время выделяют такие Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников как :
«Большой круг»
- наиболее простая форма группового взаимодействия. Прием оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. Работа проходит в три этапа.
Первый этап — участники рассаживаются в большом кругу. Воспитатель формирует проблему.
Второй этап — в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
Третий этап — по кругу каждый участник зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту — не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
2. «Аквариум» — форма диалога, когда участникам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название — «аквариум».
Этот прием обеспечивает возможность увидеть участников со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль, какие доказательства своей правоты приводят и так далее.
3. «Круглый стол» — проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы.
При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Предоставляется слово участникам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.
4. «Вечера вопросов и ответов» — за месяц до намеченного срока мероприятия участникам предлагается подумать, какие вопросы наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1-1,5 недели до «Вечера» классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам профессионального объединения.
Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных участниками, раскрывается по возможности наиболее полно. Участники должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы.
5. Деловая игра — эффективный метод взаимодействия участников. Она является формой моделирования тех систем отношений, которые существуют в реальной действительности или в том или ином виде деятельности, в них приобретаются новые методические навыки и приемы.
Деловая игра – это форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических ситуациях. Необходимое условие эффективности деловой игры – добровольное и заинтересованное участие всех родителей, педагогов, открытость, искренность ответов, их полнота.
6. «Дискуссия»— критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.
Цель дискуссии — вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности. Форма проведения — коллективное обсуждение теоретических вопросов.
7. «Мозговая атака (мозговой штурм)» — это один из приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы теории и практики.
Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой — либо темы, для принятия решений по определенной проблеме. Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям. Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма 15-30 минут. Затем следует обсуждение высказанных идей.
8. «Тренинг» Цель — отработка профессиональных навыков и умений. Тренировка может быть самостоятельной формой работы или использоваться как прием при проведении семинара. При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения.
Тренировку целесообразно проводить в группах численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы в работе группы : доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.
9. Педагогический (родительский) КВН. Данная форма работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов или родителей.
Из состава слушателей формируются две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того, они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания, непосредственно связанные с изучаемой темой.
10. «Беседа» отличается от других форм взаимодействия с семьями большей свободой и в организации, и в содержании, более неформальной атмосферой и отношениями между собеседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть организована заранее. В соответствии с намеченной целью педагог продумывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы. В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. Это гибкий, целенаправленный, оперативно корректируемый метод. Беседа нужна для подтверждения, конкретизации или опровержения каких то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов. Для успешного проведения беседы надо обладать способностью располагать к себе, вызвать доверие умением направлять разговор в нужное русло. В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы
11. «Мастер класс»
повышение уровеня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Выделяют два основных направления по работе
с семьями воспитанников :
1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки – передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы, темат. выставки, мастер-класс и др.
2. Привлечение родителей к работе
детского сада посредством
организации досуговых мероприятий, к оформлению группы, раздевальной комнаты, прогулочных участков….
В своей работе с семьями воспитанников мы выделяем два основных направления по работе с семьями воспитанников :
1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки – передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы, темат. выставки, мастер-класс и др.
2. Привлечение родителей к работе
детского сада посредством
организации досуговых мероприятий, к оформлению группы, раздевальной комнаты, прогулочных участков….
В нашей группе проводились : собрания, беседы: групповые, подгрупповые, индивидуальные, анкетирование, также постоянно обновлялась информация для родителей на информационный стенд.
Также родители принимали активное участие в оформление прогулочных участков, группы раздевальной комнаты. изготовление пособий, игрового материала.
Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждается в оценке своего труда. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях». Это актуально всегда и везде. Не надо забывать хвалить родителей своих воспитанников. И мы всегда делаем это при любом удобном случае.
За активное участие в все семьи, которые не остались в стороне, награждены грамотами и благодарностями.
Вывод:
• Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
• Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Спасибо за внимание.