Евгения Ройтман
Современные формы работы с семьями воспитанников и родительской общественностью
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Не случайно среди специалистов и ученых в области семьи (Т. А. Марковой, О. Л. Зверевой, Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, И. В. Лапицкой и др.) считается признанным, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто что он есть.
Публикация «Современные формы работы с семьями воспитанников и родительской общественностью» размещена в разделах
Семья… Для ребенка это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Наша главная цель – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций :
• развивать интересы и потребности ребенка;
• распределять обязанности и ответственность между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
• воспитание уважения к детству и родительству;
• взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
• повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
• оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
• использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Основными условиями, необходимыми для реализации и доверительного взаимодействия между ДУ и семьей :
• изучение семей воспитанников : учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;
• открытость детского сада семье;
• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Работу с новыми родителями мы начинаем с личного знакомства. Даем им анкету, для уточнения социального статуса, возраста, места проживания и занятости родителей; уточняем интересы и потребности ребенка, взаимоотношения с другими детьми и просим указать по каким аспектам воспитания им нужна помощь и консультация. (Форма анкеты)
Работу с родителями следует строим следующим образом:
o Продумываем содержания и формы работы с родителями. Проводим экспресс-опрос с целью изучения их потребностей. Полученные данные используем в дальнейшей работе.
o Установливаем между воспитателями и родителями доброжелательные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
o Формируем у родителей более полный образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
o Знакомимся с проблемами семьи в воспитании ребенка.
o Совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребенка.
Планируется конкретное содержание работы и выбираются формы сотрудничества.
Родительские собрания мы проводим 3 раза в год.
При подготовке к собранию используем следующие формы :
Анкетирование родителей по теме собрания.
Изготовление памяток с советами на тему собрания.
В детском саду проводятся конкурсы, выставки, ярмарки, соревнования, где родители принимают активное участие.
Мини-собрания проводит общественно-родительская организация, где решаются разные вопросы по улучшению создания благоприятных условий пребывания детей в ДОУ.
В работе с родителями используются педагогические консилиумы.
В состав консилиума входят воспитатель, заведующая, заместитель заведующего по основной деятельности, педагог-психолог, учитель логопед, старшая медсестра, члены родительского комитета определение мер помощи родителям в воспитании ребенка;
В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение
Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т. д.
Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности, наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, мы намечаем конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.
Беседа воспитателя с родителями используется в каждодневной работе в часы утреннего приёма детей. Выявление состояния, самочувствия, настроения детей и т. д.
Оформляем консультации по вопросам воспитания и развития детей, оказываю помощь в интересующихся вопросах, даем квалифицированный совет, так же используем наглядную пропаганду, оформляем уголок для родителей.
Тематические консультации служат раскрытию и информирование родителей в раскрытии разных аспектов воспитания и развития детей,
в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье.
Оформляем информационные стенды, разнообразные выставки детских работ : детские рисунки, самодельные игрушки, поделки, аппликации, детские книги, альбомы и т. д
Папки–передвижки позволяют раскрыть и обсудить прочитанное, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения по интересующим темам.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют :
• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
• возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
• ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
• размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
• повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.